Неужели отпуск?! Нет, он вовсе не хотел сачковать и пылиться на парковке, но после трех сибирских месяцев не самого скучного «антилокдауна» теперь накатывающий под колеса асфальт ему казался курортом. Уже несколько часов Тревел шуровал по трассе в северном направлении, предвкушая интригующую встречу со своим предком — «Нивой» ВАЗ-2121. Еще 80-х годов выпуска, но в одних руках и с пробегом всего чуть за 20 000 км! Как живется символу советского «джипинга»? Но об этом позже, а для начала подготовительные моменты.
При передаче машины на ее одометре уже красовалось 18 000 км с хвостиком. Видимых отклонений от штатного состояния не наблюдалось, разве что бамперы не везде «стыковались» как надо, да запасы тосола и масла на доливку уже были израсходованы.
Двигатель подергивался на холостом ходу, первая и задняя не стали включаться лучше, разряжался аккумулятор в ноль (на стоянке с невыключенным радио), а крайняя тысяча км прошла по асфальту, хотя и через горный перевал с необходимостью «жечь до отсечки». В общем, «записи» в бортжурнале особо не настораживали. Но чуть позже при беглом осмотре днища обнаружилась скрытая «засада». Как оказалось, лесные «покатушки» не прошли даром: все пространство за передним отбойником забито засохшей глинистой грязью.
Защита здесь крепкая, но ее форма такова, что при плотном контакте с раскисшим грунтом его, как плугом, поднимает и загребает внутрь. Было все утрамбовано до самого редуктора с приводами, а масляный картер двигателя замуровало, казалось, на века. Два часа ушло на то, чтобы в позе йога нехитрым инструментом выколупывать зацементированные куски разного размера, в итоге образовавшие изрядную горку (то-то показалось, Тревел смягчил ход).
Но и это не все. Вдруг стали прослушиваться нестандартные звуки в определенных режимах работы двигателя. Первая мысль: ага, на внедорожных выездах все же не обошлось без повреждений. Причем аномалия исходила не из-под днища, а как будто из моторного отсека. Да и звук-то был очень похож на тот, что издают всякие турбокорчи, когда через клапан blow-off нарочито сплевывают излишки воздуха при сбросе газа. Но Тревел не такой, к тому же «плевался» не при сбросе газа, а, наоборот, при резком нажатии на педальку. Загадка раскрылась курьезно: так играется воздухозаборник шноркеля над левым ухом... Впрочем, выпускная система все же пострадала, но об этом позже.
Ну и как стало ясно уже в пути, задняя часть выхлопного тракта «слетела с катушек», то есть с двух резиновых подвесок. Если не знать точно анатомию этой «Нивы», то в слегка повисшем патрубке ничего подозрительного не видишь, при этом он успевает «съесть» часть «брызговика» (кстати, они сами уже частично освободились от крепежей). Неладное почуялось, когда в дороге при торможениях, на буграх и в поворотах стали раздаваться звуки «Фредди Крюгера». Устранилось опять же методом «заныривания» под корму и с жимом трубы лежа: благо сами подушки остались целы, крючки из них просто выскочили, пришлось затолкать на место.
До недавнего времени поездка из Иркутска на север области в Усть-Кут через Тулун и Братск, а это без малого 1000 км, включала в себя немалую часть пути по безасфальтовой дороге. То есть для Тревела такой марш-бросок в какой-то мере был оправдан (хотя лучшим образом — по укороченному гравийному маршруту через Жигалово и Магистральный). Теперь, получается, без надобности промежуточных остановок такой крюк не оправдывает поездку на малокомфортной машине с постоянным полным приводом, слабеньким мотором и на АТ-шной резине (зачем ее зря жечь?). Трасса А-331 «Вилюй» на проблемном участке от Братска до Усть-Кута наконец-то покрылась асфальтом (доделать осталось буквально чуть), хотя это не относится к дальнейшему маршруту движения.
Это расстояние около 320 км с замерами от выезда до въезда городов. Притом дорога пока не стала цветущей цивилизацией: все та же ниточка через таежную глухомань с редкими населенными пунктами и объектами инфраструктуры. Зато остается возможность, например, съехать к живописному берегу реки Илим и сделать передышку.
В самом же Усть-Куте с качеством дорог, мягко говоря, не очень. А если учесть пригородные направления с проездами, например, к садоводствам, то внедорожник здесь в своей стихии. Люди пробираются и на «пузотерках», но увеличенный клиренс и прочная резина (Cordiant All-Terrain вполне годится на эту роль) однозначно в преимуществе.
На пересеченной местности Тревел «свой человек» — благодаря полному механическому приводу, длинноходной энергоемкой подвеске и приличной геометрии. Можно смело ехать на скорости, смиряясь с болтанкой, а можно тихо и плавно на понижающей. Красота!
Город Усть-Кут, расположенный на слиянии рек Куты и Лены, имеет свою давнюю богатую историю. Но многие граждане России узнали о нем в 2001 году как о точке бедствия, когда летом люди пережили сильнейшее наводнение, а зимой замерзали в благоустроенных квартирах: жители в них грелись «буржуйками», как в блокадном Ленинграде.
Мальчик в одном из таких домов смог позвонить на прямую линию с президентом и попросить наладить отопление. Вот этот знаменитый дом: в то время из его окон торчали дымовые трубы.
Сейчас главная новостройка в окрестностях Усть-Кута — газохимический завод, как говорят местные жители, результат прокладки «трубы Путина». В текущем году как раз началась промышленная эксплуатация первой очереди. Решено было съездить туда на экскурсию.
Об официальной программе, конечно, речи идти не могло: огромная территория, где недавно еще были горы и тайга, сейчас недоступна для свободного посещения, теперь здесь сверкающая серебром промзона (а недалеко строится отдельный городок для сотрудников). Так только, посмотреть одним глазком со стороны дороги и с учетом сильного задымления от лесных пожаров.
Местные жители всему этому скорее не рады, поскольку завод принадлежит крупным компаниям, включая зарубежные, а интересы города, уж не говоря о последствиях для экологии бассейна реки Лены, воспринимаются побочной задачей. Притом со снабжением бытовым газом в городе до сих пор проблема.
С противоположной стороны дороги, на берегу Лены — терминалы для перевалки леса, который пилят в регионе в каких-то немыслимых масштабах. Притом цена куба древесины для жителей здесь уже достигла 11 тысяч рублей. В общем, картина символическая для новейшей ресурсно богатой истории. Колонизация Сибири продолжается.
Впрочем, пользуясь возможностью приехать сюда на Тревеле, главным образом мы интересовались совсем другой здешней достопримечательностью.
В этих географических широтах «Нива» до сих пор популярна, а в «тот» период автомобиль был основным частным транспортом. Покупался по так называемым бамовским чекам. Вазовский внедорожник в конце 80-х — это не теперешний «бюджетник» Niva Legend, а роскошь стоимостью свыше 10 000 рублей, почти как «Волга»!
Бамовцы не стояли в очереди, как все другие, но почти три года надо было делать ежемесячные взносы по 300 рублей, после чего и получали заветный «билет» в мир полной свободы передвижения. Во всяком случае, так происходило, когда Петр Иванович стал обладателем личного ВАЗ-2121 вишневого цвета 1989 года выпуска, который остается в его распоряжении по сей день.
Петр Иванович давно на пенсии, а вся трудовая биография прошла за баранкой. Рассказывает, что еще молодым водителем довелось поработать на ЗИС-5. Тормоза у него с механическим приводом без усилителя, и чтобы остановить грузовик, надо было жать на педаль двумя ногами. Принимал участие в строительстве Братской ГЭС, где мошка не только обгладывала людей, но и забивала воздухозаборники самосвалов. Дизельные МАЗ-205 быстро задыхались, на впуск приходилось дополнительно устанавливать мешки. Когда они насыщались таежным «планктоном», их снимали и сжигали. Уже на БАМе довелось поработать и на «Магирусах». Просто так на них не «садили», сначала отправляли на спецкурсы, которые дотошно вели сами немцы.
Чего только не было за столь богатую шоферскую биографию, в том числе приходилось сутками ждать переправы во время наводнений. Но для современных водителей удивителен пример как раз с личным автомобилем: они вместе уже 32 года, а пробег небольшой — на сегодня 24 000 км. Так складывалось, что большая часть времени проходила за рулем тех машин, на которых зарабатывал на жизнь (в новое время в том числе на маршрутке), тогда как «Нива» больше служила машиной выходного дня.
Да, вот она, та самая советская «Нива 1600», как обозначено на заднем шильдике. То есть двигатель 1,6 л с карбюраторным питанием, вентилятор с ременным приводом, 4-ступенчатая коробка передач. Крутой приборный щиток с утопленными круглыми указателями по отдельности, форточки в передних дверях, руль без усилителя.
Не все, конечно, аутентично: например, магнитола JVC в то время в штатную комплектацию не входила (впрочем, как и сейчас), да и по другим элементам имеются отступления. В частности, во впускной тракт системы отопления установлен дополнительный радиатор: с ним зимой «дует» гораздо теплее, чем с одним штатным. Не так давно поменял задние фонари (с наличием таких запчастей проблем нет), боковые зеркала вместо родных установлены хоть и не хромированные, но современные, с лучшим обзором. То есть назвать машину «капсулой времени» в чистом виде не получится.
Под капотом в качестве «запаски» лежит узкое колесо с ВлИ-10 (шина с дорожным рисунком протектора размера 175/80 R16) еще из родного комплекта. Но на рабочих колесах с некоторых пор стоят более современные шины Kama Flame в размере 205/70 R16 и с обозначением M+S, которые используются как всесезонные.
С обязанностями они более-менее справляются, хотя проехать к расположенной на горе даче ранней весной на них все равно не получается — приходится копать или идти пешком. Широкий профиль улучшает вид внедорожника, но на предельных ходах задней подвески такие шины контактируют с подкрылками.
Глушитель не отрывало, но было дело, зимой автомобиль попадал в жуткую наледь, да так, что погнуло балку заднего моста, пришлось менять. По двигателю и основным агрегатам трансмиссии ремонтов не было, сцепление родное, хотя пыльники приводов менялись два раза. И как видно, остаться сухими трансмиссионным узлам не удалось.
Потеющая передняя крышка двигателя — общая проблема всех времен и «Нив», и наш Тревел не исключение (на фото именно его вариант). А уходящий тосол? Тоже было, но Петр Иванович связывает это с контрафактным продуктом.
Кузов держится, но не однозначно. Если не считать облупившейся краски на дверных рамках и некоторых других местах, внешний вид остался вполне достойным — машине как будто не тридцать с гаком, а максимум десять лет в хороших условиях эксплуатации и хранения. Но в скрытых от глаз пространствах кузова не все гладко. Менял как-то тормозную жидкость, а прокачивать систему помогал товарищ, крепкий такой мужик. Он очень старательно нажимал на педаль, да так, что в один момент оторвал кресло вместе с частью пола. Впрочем, к лучшему: ремонт «жестянки» был совмещен с установкой «иномарочных» передних кресел, они все же удобнее, чем оригинальные.
Генетику не обманешь: вид узлов и агрегатов, звуки двигателя, трансмиссии, общее поведение — все свидетельствует о кровном родстве «21-й» и Тревела. Интересно было узнать мнение Петра Ивановича, так сказать, о наследнике советской «Нивы». Как известно, на ее место готовился ВАЗ-2123, который в серию смог пойти под иноземным названием Chevrolet Niva, ну а в текущем году преобразился в Lada Niva Travel. По внешности оценки были скептические: «Куда с таким пластиковым бампером во всю морду?».
А вот удобство и практичность салона не остались без внимания: вместительнее, конечно, в ногах больше места, двери мягче закрываются. На ходу тоже есть преимущества: тряски меньше, двигатель работает потише, да и экономичнее, если сопоставлять результаты эксплуатации. Но по силовым качествам никакого «прорыва», если не считать легкий руль. То, что «двигателю мощи не хватает», Петр Иванович и по своей машине знает, из-за чего в глубоком снегу и в других «засадах» ехать затруднительно.
Нет, никаких «боевых» соревнований между этими двумя представителями вазовской школы 4х4 мы не устраивали. Зачем? Ограничились ностальгическим рандеву и сделали совместный фотосет. Старая и настоящая по своему имени «Нива» еще послужит своему хозяину, не исключено также, что найдет нового.
Итоги поездки. По расстоянию получилось почти 2200 км, из них 200 км пришлись на городские и пригородные дороги. За весь маршрут Тревел сжег бочку бензина (заливался как 95-й, так и 92-й). Если подсчитывать расход топлива в трассовом режиме, то это около 8,5 л, общий расход составил немногим больше 9 литров.
По ходовым качествам в основном достают две вещи: повышенный шум двигателя и его ограниченная мощность. Во время напряженных обгонов вспоминаются бобслеисты, разгоняющие свой снаряд — так и хочется вялотекущую «Ниву» подталкивать всеми частями тела.
Сиденья стали удобнее, «дальнобойнее», хотя к исходу 1000 км пробега усталость все же наваливается тяжелым мешком. Наверное, 300–400 км будет оптимальным длинным плечом для этого автомобиля. Что касается моторного масла, перед стартом его уровень находился как раз посередине между рисками Max и Min, а проверка по возвращении за 400 км до финиша показала лишь незначительное снижение. В дорогу был приобретен литр тосола, половина ушла на доливку.
Если ТО-1 по регламенту положено делать на 10 000 км, то второе плановое техобслуживание сервисной книжкой предписано на 25 000 км. Памятуя, что на второй десяток тысяч км приходились выезды на серьезное бездорожье, пыльные дороги и спортрежимы на горных серпантинах, сочли необходимым пройти обслуживание по разряду «тяжелые условия эксплуатации». То есть пораньше — на 20 000 км с небольшим. Притом для Niva Legend ТО-2 полагается делать именно через 10 000 км, такие вот приоритеты.
Стандартная стоимость второго техобслуживания у дилера заявлена в 9300 рублей с учетом замены всех фильтров, включая салонный и топливный, а также свечей зажигания. А еще такая стоимость включает в себя моторное синтетическое масло Lada Ultra 5W-40 SN/CF. Выбрать его же? По логике да: топовое масло по расходу на угар в летних условиях показало себя с хорошей стороны, объемных доливок не требовалось. Но его стоимость нынче — 724 рубля за литровую канистру! Поэтому есть резон попробовать и другой продукт. Как альтернатива у дилера предлагается полусинтетика Rosneft Magnum Maxtec 5W-40 SL/CF, вот его и зальем, потом посмотрим, будет ли разница хотя бы по расходу.
Само обслуживание прошло в штатном режиме. На приемке машины обнаружилось, что не светит лампа левой передней «противотуманки», подклинивает пробка расширительного бачка. Поменяли, к тому же пробка за 85 рублей оказалась повеселее — цветная. Ревизия шасси потребовала подтяжки крепления передней балки (подрамник), но воды в мостах не обнаружено, как и других «катастроф».
Вместе с тем ТО-2 «привез» нам следующие тревожные замечания. Кроме того, что «улетела» допзащита днища (рассказывали об этом), обнаружились повреждения катализатора. По старинке он здесь под днищем, расположен уязвимо, по центру базы. Где-то на выездах его подмяли, не так чтобы сильно, но, как предупредил механик, определенный риск повреждения сот имеется. А значит, пропускная способность может быть нарушена, содержимое будет потихоньку выдувать в трубу, а при худшем развитии событий может занести и в цилиндры двигателя.
Замена «каталика» обойдется в 30 000 рублей, но, как в любом случае, имеется альтернативное решение: вырезать и перепрошить блок управления. Диагностика не показала отклонений в работе двигателя, пока будем ездить так, а дальше посмотрим. А еще изучение днища выявило недержание масла в коробке передач в районе задней крышки, да и раздатка не отличалась сухостью (привет, 32-летняя «Нива»!). Пока не течет и не капает, но следить теперь тоже надо.
Несмотря на допрасходы по замене лампочки и пробки, стоимость ТО-2 оказалась даже меньше от заявленной цены в регламенте — 9002 рубля. Как уже говорилось, связано это с выбором более доступного моторного масла, хотя разница за четырехлитровую канистру и не столь существенная, как раз примерно на 300 рублей.