Понятно, что когда мы говорим о популярности тех или иных «каблучков» на наших дорогах, то в первую очередь имеем в виду фургоны с отдельной грузовой задней частью, отделенной от кабины, которые (новые) активно используют крупные фирмы доставки, а «бэушные» гонит в хвост и в гриву малый бизнес. Но сегодня мы решили сравнить именно пассажирские версии, ведь и они когда-то пользовались вполне устойчивым спросом, заменяя собой «бюджетные» универсалы или моноприводные кроссоверы.
Итак, при чем тут Citroen и Peugeot? «Почему тогда не Fiat?», — спросят те немногие сведущие, которые знают о том, что предыдущий европейский Opel Combo базировался как раз на платформе Fiat Doblo, потому что принадлежал концерну GM. Все дело в том, что наш российский Combo — автомобиль уникальный, нигде в мире больше такой не выпускают, а в основе его — те самые «каблучки» Citroen Berlingo и Peugeot Partner, которые выпускали в Европе с 2008 по 2018 год. Оттуда — из Испании — на калужский завод и переехала сборочная линия.
В Volkswagen же для нового поколения своего Caddy избрали очевидно революционный путь. Устаревшую платформу пятого Гольфа PQ35 поменяли на современную модульную структуру MQB. Кардинально изменилась внешность, появилась светодиодная оптика, а передний бампер своим рисунком недвусмысленно намекает о родстве с электрическими моделями ID.3 и ID.4. Без сомнений — это самый элегантный «каблучок» на рынке. Помимо этого нынешний Caddy, который изначально стал оснащен намного богаче, получил возможность заказа крайне дорогостоящих опций — многочисленных систем активной безопасности, из которых адаптивный «круиз» есть уже в базе». Все эти нововведения и производство в Польше не могли не сказаться на цене: Caddy не купить дешевле, чем за 2 425 900 рублей! Впрочем, и не отягощенный многими комфортными «опциями» Opel стоит немало: наш бензиновый фургончик на «автомате» потянул на 1 842 000 рублей. В этом и есть основная причина непопулярности: покупать «каблучок» по цене кроссовера немного найдется желающих.
Интерьер нового Caddy для нас стал откровением только в рамках этой модели, ибо нечто похожее мы уже видели в Golf или ID.3 — лаконичный, но дизайнерски выверенный и даже элегантный салон с удобной посадкой и классным рулем от того же Гольфа. Но есть и отличия. Во-первых, в нем используется только жесткий пластик, хотя и необычной фактуры. Во-вторых, 10-дюймовый дисплей удачно вписан в переднюю панель с вытянутыми во всю длину полками сверху и разъемом на 12В, а на потолке появились воздуховоды и дополнительные отсеки. Одним словом, классный современный интерьер, но пару недостатков мы все же нашли: перевод всех систем на сенсорное управление — штука, на наш взгляд, сомнительная и точно неудобная, а система AutoHold на «механике» — это тот еще аттракцион. Зато задние двери у Caddy — внимание! — с доводчиками! Да-да, даже задняя! Это, конечно, просто высший пилотаж, такого я в этом классе не припомню. Но и здесь не обошлось без заминок: задние окна в Volkswagen не открываются вовсе, спинка заднего «дивана» разделена всего на две части, вытащить отдельно среднюю часть не получится.
У Opel же такая возможность есть, и это, пожалуй, самое явное преимущество Combo перед Caddy: если в Volkswagen вам придется убирать одну из двух частей, то в Opel среднюю спинку можно использовать как подлокотник (на тыльной стороне есть отформованные подстаканники), а в целом возможности трансформации выше, хотя алгоритмы складывания и вынимания схожи. Задние пассажиры могут приоткрыть «форточки», а вот положить руку некуда — подлокотников на боковинах дверей не предусмотрено, так и сидишь с повисшими руками. Двери закрываются с усилием, никаких доводчиков тут, естественно, нет. Водитель и передний пассажир натурально оказываются в салоне Berlingo/Partner, ибо из отличий тут — только шильдик на руле. Даже система выбора режима движения Grip Control перекочевала от «французов». Выглядит интерьер 15-летней давности, конечно, не так «авангардно», как фольксвагеновский, качество исполнения похуже, а оснащение совсем бедненькое, но с точки зрения эргономики все в порядке, несмотря на отсутствие регулировки руля по вылету, эти круглые воздуховоды и вовсе никогда не устареют, а мультимедиа и навигация на «Андроиде» простенькие, но свои функции исполняют исправно, хотя и «притормаживая» при запуске двигателя.
Обычный ключ-«выкидушка», обычный атмосферный 110-сильный мотор и стандартный 6-ступенчатый «автомат». Поехали? Первое и самое главное: возможно, с автоматической трансмиссией Combo и теряет какие-то «десятки» в разгоне до 100 км/ч по сравнению с версией на «механике», но это ничто по сравнению с возможностью отказаться от «мешалки». Тем более что в режиме «S» Opel довольно бодр и даже на шоссе до 130-140 км/ч обладает вполне адекватной динамикой. Да, в рулежке Combo не силен, на руле не хватает информации, а крены в поворотах весьма ощутимы, но зато по плавности хода и всеядности подвески он однозначно утирает Volkswagen нос. Столько лет прошло, а настройки ходовой части все еще актуальны для плохих российских дорог, когда управляемость вполне логично приносится в жертву комфорту.
Подвеска Caddy очевидно жестче, и ямы даже среднего калибра даются ей нелегко. Хорошо еще, что на тестовом автомобиле, упакованном под завязку, оставили стандартные 16-дюймовые диски, ведь в конфигураторе я нашел даже 18-е опциональные колеса. Зато управляется автомобиль на новой платформе MQB гораздо веселее и своего предшественника, и Opel Combo: информативный руль с хорошим откликом, минимальные крены в поворотах и четкий механизм переключения передач. Что же выходит? «Горячий каблучок»? Могло бы так быть, если бы не атмосферный, но соответствующий нормам Евро-6, всего 110-сильный мотор и «длинные» высшие передачи в трансмиссии. По паспортным характеристикам вторую «сотню» Caddy разменивает быстрее Combo. Наверное, если вы выкрутите в звон вторую передачу, то сможете-таки выехать из заветных 13 секунд, но после 100 км/ч начнется сущий кошмар: только на четвертой передаче возможен хоть немного адекватный разгон, шестая — только под горку катиться. И это всего с двумя пассажирами и четырьмя собранными колесами в багажнике. Что же будет с хорошей загрузкой? В Европе-то есть турбомоторы, а для нас вот оставили старый 1.6 MPI. Этот Caddy явно достоин большего.
Конечно, обе эти компании — Volkswagen и Opel — привезли на российский рынок и сугубо коммерческие версии, фургоны — Caddy Cargo и Opel Combo Cargo. Скорее всего, именно они по-прежнему будут самыми востребованными, хотя и явно не в таких количествах. Cargo даже в «базе» стоит более двух миллионов рублей, и целесообразность такого «развозного транспорта» явно окажется под вопросом. Не думаю, что Caddy продержится долго у нас в гостях. Ну а продажи пассажирской дорогой версии Life и вовсе окажутся штучными: 2,5 миллиона за «каблучок», какой бы он ни был упакованный, это уже за гранью.
Видимо, нет особых шансов и у Opel Combo Life, ибо если и покупать такой пассажирский, то однозначно с «автоматом» и максимально возможным оснащением, а это опять же под два миллиона рублей. Хотя автомобиль-то изначально был настолько хорош, что и сейчас, спустя почти 15 лет, держится молодцом! А вот версии Combo с цельнометаллическим кузовом и начальной ценой в 1 389 000 рублей вполне могут составить конкуренцию нашим Ларгусам.
Opel Combo Life | Volkswagen Caddy Life | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Компактвэн (фургон) | Компактвэн (фургон) |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/5 |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый, с распределенным впрыском | Бензиновый, с распределенным впрыском |
Расположение двигателя | Спереди поперечно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 1587 | 1598 |
Мощность, л.с. при об/мин | 115/5900 | 110/5800 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 150/4000 | 152/3850–4100 |
Трансмиссия | ||
Привод | Передний | Передний |
Коробка передач | 6-АКП | 6-МКП |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Барабанные | Дисковые |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная (McPherson) | Независимая, пружинная (McPherson) |
Задняя | Полузависимая, пружинная (скручиваемая балка) | Полузависимая, пружинная (скручиваемая балка) |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4380х1810х1862 | 4601х1855х1798 |
Колесная база, мм | 2728 | 2755 |
Клиренс, мм | 175 | 144 |
Снаряженная масса, кг | 1539 | 1618 |
Объем топливного бака, л | 60 | 60 |
Объем багажника, мин./макс., л | 597/2126 | 1213/2556 |
Размер шин | 215/55 R16 | 205/60 R16 |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 169 | 180 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 14,6 | 12,8 |
Расход топлива, л/100 км | ||
Комбинированный цикл | 8,0 | 7,1 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | 180/Евро-5 | 163/Евро-6 |
Стоимость автомобиля (РРЦ), руб. | ||
Базовая комплектация | 1 584 000 | 2 425 900 |
Тестовый автомобиль | 1 842 000 | 2 825 400 |