Во всем мире продажи универсалов снижаются: кроссоверы продолжают «отжимать» рынок абсолютно во всех сегментах. Недавно, например, немцы из Mercedes-Benz объявили о том, что с 2030 года прекращают выпуск автомобилей с подобным типом кузова, так что спешите купить «сарай» от Мерседес, пока это возможно. В России ситуация традиционно еще хуже: из «бюджетных» моделей остались только Lada Largus и Kia Ceed, да и предложение более дорогих универсалов сильно сжалось. Еще меньше приходится на долю так называемых универсалов повышенной проходимости — с полным приводом и зачастую обвесом по кругу, большинство из которых играют уже в высшей лиге. О двух из них — новом Subaru Outback шестого поколения и обновленном в прошлом году Volvo V90 Cross Country — наш сегодняшний рассказ.
Subaru в дизайне экстерьера своих моделей традиционно идет эволюционным путем, не сильно меняя облик автомобиля от поколения к поколению. Вот и последний Outback, появившийся в цивилизованном мире еще три года назад, не так далеко ушел от своего предшественника. Да, оптика, бамперы и большинство кузовных панелей новые, но пропорции и общая концепция сохранены, Аутбэк остался однозначно узнаваемым. И он очень неплох! Действительно мощный обвес с «зубастыми» накладками по низу дверей, массивные рейлинги, решетка радиатора с двумя выраженными ламелями, хромированная окантовка окон, заползающая на корпуса зеркал — эдакий симбиоз традиционных японских дизайнерских ценностей с внедорожной «брутальностью» и легким налетом положенной флагману «премиальности».
Volvo V90 — формально выпускается лишь в первом своем поколении, но по сути является заменой легендарной модели XC70. Однако нынче Cross Country совсем другой. Внедорожная атрибутика теперь принесена в жертву дизайну (хотя обвес может быть и будет некрашеным в иных комплектациях), рейлинги — только съемные, а дорожный просвет чуть ниже субаровского — 204 мм против 213 мм. V90 СС вовсе не похож на богатого сельского парня, как Outback. Он скорее приехавший в деревню на каникулы яппи — довольно молодой, отлично «прикинутый», с хорошими манерами и правильным образованием. Ну а если серьезно, то выглядит шведский универсал настолько лаконично, но при этом дорого, элегантно и изящно, что о его возможностях вне дорог думаешь в последнюю очередь, наслаждаясь великолепной работой дизайнеров.
Не первый и не второй раз я оказываюсь в салоне современных дорогих Volvo, нарисованных в стиле «дорогой простоты», но «шведам» всегда есть чем удивить. На сей раз этим «пунктиком» стала шерстяная (!) светло-серая отделка сидений и дверных карт. Что-то подобное мы уже встречали ранее на Citroen C3 Aircross, и в химчистку владелец такого автомобиля будет ездить явно чаще, но уровень «домашности», которые этот материал создает, просто запредельный — мягко, тепло, уютно. К тому же у V90 — если вы сможете привыкнуть к вертикальному «планшету», который, кстати, стал быстрее, а графика его улучшилась — классная эргономика, передние кресла так и вовсе образец для подражания, а «музыка» от Bowers & Wilkins стоит уплаченных за нее немалых денег. Удивили со знаком минус грузопассажирские возможности столь большого универсала: на втором ряду лишь немного просторнее, чем в Outback (это при почти трехметровой колесной базе!), да и объем багажного отделения воображения не поражает. А вот погрузочная площадка при сложенных спинках оказывается действительно очень длинной — 1988 мм.
В Subaru уют решили создать по другому рецепту: почти весь салон сплошь — даже «рамка» на центральном тоннеле, дополнительная полочка над перчаточным ящиком и двери аж до подлокотников — затянут в кожу довольно высокого качества в черно-коричневой гамме. Выглядит это не только богато, но и очень даже гармонично, а главное — качественно: строчка везде безупречна, подгонка панелей и все переходы без вопросов, а усилия на немногочисленных кнопках и клавишах выверены. Большинство функций, включая, например, «климат», подогревы и «отключение» системы стабилизации, зашито теперь в вертикально ориентированный дисплей. Его меню вполне доступно, графика неплоха, но неудобство пользования усугубляется еще и его «тормозами». То, что система не «допилена», видно хотя бы по странному отображению камеры заднего вида. Второй ряд Subaru выигрывает за счет изменяемого наклона спинок, да и максимальный объем багажника у Outback больше. Но как можно продавать универсал без лючка для длинномеров?
Все последние тесты Forester с подобной же связкой «мотор — трансмиссия» мы не уставали петь дифирамбы классному дуэту 2,5-литрового атмосферного оппозитника и вариатора, но в случае с Outback все уже не так гладко. Нельзя точно определить, что стало причиной — бóльшая масса, другое шасси или иные настройки электроники — но такой слаженной работы уже нет. Мотор любит «повисеть» на высоких оборотах, лишь слегка обозначая «переключения» передач, но, к сожалению, это не особо помогает на разгоне — из десяти секунд до 100 км/ч Аутбэк выезжает с большим трудом, а такой легкости, как у «Форика», нет и в помине. И вообще Outback все делает как будто нехотя — неспешно и разгоняется, и останавливается, и с заметными кренами поворачивает. Зато по плавности хода Subaru однозначный победитель: едешь, словно на перине, презрительно не обращая внимания на ямы и «лежачих полицейских».
Предыдущее предложение в той или иной степени подошло бы для прежнего Volvo XC70, но про новый V90 такого уже не скажешь. После перехода на новую модульную платформу все Volvo стали настраивать больше под хорошие дороги, и они очевидно потеряли в плавности хода, что еще больше усугубилось все возрастающим диаметром колесных дисков. Cross Country не спасают ни адаптивная подвеска, ни опциональные пневмобаллоны на задней оси: постоянно ощущаются вертикальные колебания, а на крупных ямах вступают в игру неподрессоренные массы, сигнализируя о явном недостатке энергоемкости. Честно говоря, от флагманского «сарая» Volvo ожидаешь немного более комфортного передвижения. К тому же у V90 довольно тугой, хотя и информативный руль, и на удивление тяжелые педали, отчего трудно дозировать нелинейный газ и прогнозировать замедление. Но если к этим нюансам привыкнуть, то на ровном асфальте V90 ох, как хорош! Достойная динамика, отличная тяга почти во всем диапазоне оборотов, четкие реакции на акселератор (но только в режиме Dynamic) и рулежку, хорошая устойчивость в поворотах и… очень даже «горячий» режим ESP Sport.
Раз уж мы заговорили о системах стабилизации, то начать точно стоит с Subaru. По той простой причине, что полностью отключить ESP в Outback шестого поколения «легальным» способом нельзя. В одном из подменю на центральном «планшете» есть слайдер ESP Off, но фактически он деактивирует лишь противобуксовочную систему. Так что не надейтесь за рулем Аутбэка эффектно проходить заснеженные повороты в скольжении, электроника будет довольно грубо обрубать ваши позывы. В отличие от Subaru, в Volvo и не декларируют полное отключение системы стабилизации, но есть пункт меню, где включается так называемый Sport Mode. Так вот, удавка ESP в случае с V90 ослабляется гораздо сильнее, чем на Subaru, что позволяет не только раздавать на Volvo боком в поворотах, но и через заснеженное поле пробиваться с большей уверенностью, несмотря на меньший дорожный просвет.
Отчасти оба эти автомобиля бьют в одну цель: в весьма узкий круг любителей универсалов, да еще и с уклоном в сторону возможного, пусть и условного, бездорожья. Можно подумать, что и аудитории у них будут схожи, но на практике это совсем не так: в итоге нам показалось, что это и вовсе не пересекающиеся аудитории.
Во-первых, дело, конечно, в цене. За те 4,2 миллиона рублей, которые просят за Subaru Outback в «топовой» комплектации Premium ES, можно купить настоящий кроссовер какого-то сопоставимого по уровню с Subaru бренда, пусть и потеряв немного в габаритах. И, честно говоря, у меня нет аргументов, которые в данном случае сильно помогут Outback в этом споре. Но за Volvo V90 Cross Country даже в «базе» хотят уже более пяти миллионов, а наш «упакованный» универсал и вовсе стоит 6 250 000 рублей! Много? Так ведь есть за что: за классный дизайн снаружи и уют салона с уникальными «фишками», за мощный мотор с «автоматом» и отлично настроенным ESP Sport-режимом, за длиннющий багажник, за «премиум», наконец. Ну а во-вторых, осталось отчетливое впечатление, что за рулем Volvo вполне может оказаться молодой, но хорошо обеспеченный человек. К Subaru он если и придет, то только на пенсии или при том условии, что качество дорог не позволит ездить на малокомфортном V90.
Subaru Outback | Volvo V90 T5 Cross Country | |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип | Универсал | Универсал |
Количество мест/дверей | 5/5 | 5/5 |
Двигатель | ||
Тип | Бензиновый, с распределенным впрыском | Бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом |
Расположение двигателя | Спереди продольно | Спереди поперечно |
Кол-во и расположение цилиндров | 4, оппозитно | 4, в ряд |
Рабочий объем, куб. см | 2498 | 1969 |
Мощность, л.с. при об/мин | 188/5800 | 249/5500 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 245/3400–4600 | 350/1500–4800 |
Трансмиссия | ||
Привод | Полный | Полный |
Коробка передач | Вариатор (CVT) | 8-АКП |
Тормоза | ||
Передние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Задние | Дисковые вентилируемые | Дисковые вентилируемые |
Подвеска | ||
Передняя | Независимая, пружинная (McPherson) | Независимая, пружинная (McPherson) |
Задняя | Независимая, пружинная (многорычажная) | Независимая, пружинная (многорычажная) |
Размеры, объем, вес | ||
Длина/ширина/высота, мм | 4870х1875х1675 | 4939х1879х1543 |
Колесная база, мм | 2745 | 2941 |
Клиренс, мм | 213 | 204 |
Снаряженная масса, кг | 1733 | 1920 |
Объем топливного бака, л | 63 | 60 |
Объем багажника (мин/макс), л | 522/1797 | 560/1526 |
Размер шин | 225/60 R18 | 235/50 R19 |
Динамические характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 206 | 230 |
Разгон до 100 км/ч, сек. | 9,6 | 7,4 |
Расход топлива, л/100 км | ||
Комбинированный цикл | 7,3 | 6,7 |
Выбросы СО2, г/км, эк. класс | Н. д./Евро-6 | 151/Евро-6 |
Стоимость автомобиля (РРЦ), руб. | ||
Базовая комплектация | 4 069 000 | 5 179 000 |
Тестовый автомобиль | 4 199 900 | 6 250 000 |