На прошлых выходных в Элисте проходил Четвертый этап Чемпионата России по дрэг-рэйсингу. В одном из заездов на полной скорости загорелся автомобиль Toyota Soarer, которым управляла Мария Панова. Пламя вырвалось из-под капота и закрыло собой лобовое стекло. Обстоятельства происшествия для Дрома описала сама Мария.
Мария Панова -V-
Один из сильнейших дрэг-пилотов России, чемпион России, обладатель рекорда России в заезде на 402 метра (8,233 секунды).
Перед этапом в Элисте я обнаружила, что костюм мой за год лежания в сложенном виде пошел непонятными пятнами. За неделю до гонки это все выяснилось, и я начала искать новый костюм. Тем более что у моей Stella от Alpinestars заканчивается в этом сезоне омологация, она на пять лет. С ассортиментом костюмов для женщин беда какая-то, а новая версия Стеллы выйдет только в ноябре. Как мне не хотелось лишний раз стирать свой костюм, но пришлось. Пятна ушли, а защитные свойства костюма на случай экстренной ситуации не улучшились. Решила съездить на этап так, а на следующий сезон уже подбирать новый костюм.
Вывод первый: даже одна гонка может преподнести такие сюрпризы, к которым костюм будет не готов, поэтому даже на один раз не стоит рисковать.
Мы летели в Элисту сложным путем: через Италию, по работе, потом через Москву, Астрахань и из нее должны были добираться на прокатной машине. Внезапно, за два дня до перемещений, становится понятно, что машины у нас не будет. Все прокаты, куда удалось дозвониться, или сразу отказывают, или обнадеживают, что еще хуже, а потом отказывают. Говорят, какое-то мероприятие собрало приезжих, и машины расхватывают быстро, а отдавать не спешат.
По плану, из Астрахани мы должны были выехать утром 11-го сентября, чтобы спокойно доехать до Элисты, встретить машину и всю команду Total Race и лечь рано спать. В 8 утра 12 сентября уже начинались технические проверки. В результате выехали только в 16 часов на случайно освободившемся Duster'e. Едем, значит. По степи. Я смотрю по сторонам, дивный убаюкивающий пейзаж. Какие-то каски валяются везде. Присмотрелась, а это черепахи. Настоящие :):) И верблюды тоже были.
Но несмотря на томную красоту вокруг, понимаем, что быстрее 90 км/ч этот Duster не может ехать. По всему кузову идет вибрация, а руль выбивает из рук. Как вариант, либо разбалансированные колеса, что маловероятно у авто 2015 года выпуска, либо грыжа. А это опасно. Заезжаем на шиномонтаж, снимаем колеса, а там по килограмму грязи на каждом из передних колес. Где ездили товарищи, кто арендовал машину до нас, неизвестно. Двадцать минут интенсивной работы щеткой, и автомобиль отремонтирован :)
Дальше мы полетели как на крыльях, и в 8 вечера накануне дня квалификации были в Элисте. Там встретились с командой, быстро поели и легли спать. Все мои идеи снять машину с автовоза незамедлительно были отвергнуты призывами не впадать в крайности и дать всем поспать после 1400 километров дороги в креслах автомобиля.
Утром мы быстро собрались, и нужно было как-то найти место проведения соревнований. Где находится аэродром Троицкое, никто из нас не знал. Были какие-то точки геолокации из чата, но, поехав по ним и не забывая поглядывать по указателям, мы приехали в аэропорт, только не Троицкое, а какой-то другой :)
Организаторы сбросили ориентиры, где сворачивать, и мы тогда, по пути расспросив еще пару человек, доехали до места, где стоял наш Soarer. А стоял он в самом конце автовоза, впритык к кабине водителя. Поэтому мы еще немного подождали, когда снимут R35, закрывающий выезд, и сняли своего зверя.
Главный механик Денис Ефимов перед разгрузкой
Перед заездами, с командой: слева направо Иван Кириллов, Мария Панова, Денис Ефимов
Для начала нужно было настроить под меня сиденье и прикрутить ремни, которые я из самой Зеландии везла с собой. Выяснилось, что они не подходят по причине других креплений, я начала уже волноваться, как вдруг нашла бирку на Соареровых ремнях, где черным по белому написано, что они 2012 года выпуска, то есть ими можно пользоваться еще до 2017 года как минимум. Ура, одной проблемой меньше.
Теперь сиденье. У меня оно новое, предоставили ребята из Atomic-shop. Настройка сиденья — это очень важная вещь, которой никогда нельзя пренебрегать. К примеру, в 2008-м я далеко сидела и не могла быстро отключать трансбрейк, отсюда долгое время реакции. В прошлом году меня отключало на старте. Кратковременная потеря ориентации в пространстве. Это очень опасная вещь в те моменты, когда нужно отлавливать автомобиль. Я так в поля уехала в 2014-м в Гродно. Во время старта от ускорения отливает кровь, что приводит к нарушению кровотока головного мозга. Это, по сути, потеря сознания в случае падения артериального давления. Происходит это тогда, когда человек не тренирован или в случае неправильной посадки в кресле. Пилот в драге должен сидеть в кресле, прижатым затылком к спинке сиденья, чтобы избежать такого эффекта.
Во время хорошего старта, если голова не прижимается, мышцы шеи не удерживают ее, и получается резкий кидок назад. И потеря ориентации, как в боксе нокдаун. Кроме того, очень хорошо на меня повлияли тренировки по дрифтингу с Федоровым на Примринге. Я даже сама заметила, что если в первую тренировку при резких разворотах или остановках, или перекладках я чувствовала давление в голове и воздействия перегрузок, то потом все пришло в норму. Если вестибулярный аппарат можно натренировать, то я его до определенного уровня натренировала. Но все равно опасалась, что меня выключит на старте, поэтому мы решили первый старт проехать без ланча, без буста и без закиси, чтобы пилот чуть привык.
Вывод второй: сидеть нужно, прижавшись затылком к спинке кресла. Для меня еще и близко к рулю, чтобы не тянуться, а быстро реагировать на все изменения траектории.
Сплю перед стартом, разница во времени
14 секунд или около того нам понадобилось, чтобы проехать трассу. Поговорила с Сашей Альбиным, ему пришлось тяжко за рулем своего GTR R-32, дорога кривая, носит по пути. А я не люблю, когда носит. Это и время ухудшает, и можно уехать в поля. Поэтому решила посмотреть, как проедет «индикатор» плохого покрытия, Андрей Муленко на Corvette. И проехал он хорошо, из 9 секунд вышел и вполне ровно. Это показатель, поэтому мы решили дать Соареру и буста, и закиси. В это время, пока мы готовились к заезду, Дима Саморуков очень вовремя посоветовал не стесняться, не беречь, а дергать парашюты сразу после финиша, так как потом идут неровности на дороге, и машину разматывает, парашют же ее стабилизирует. Совет был кстати, я не собиралась их дергать, так как трасса выглядит длинной.
Сразу решили репетировать боевые условия: прогрев, выставление, трансбрейк и время реакции. Машина у меня никак не хотела нормально подъезжать к стейджам. Было что-то с холостым ходом и, несмотря на то, что правой ногой я все время подгазовывала, а левой работала с тормозом, он все равно умудрялся глохнуть. Кроме того, мне было непонятно, где престэйдж и стэйдж на земле, по каким ориентирам стоит выставляться, чтобы быстро подъезжать без риска переехать линии. Но это ничего. Мои ребята, Денис и Жора, помогали сориентироваться.
Взяли старт, реакция хорошая, 0,1 секунды, потери ориентации от перегрузки на старте нет, едем, но что-то не так. Не едет Soarer как-то. Как будто за хвост кто-то держит. На последних 50 метрах хороший прилив сил, машина ускоряется, и уже пора тормозить. 9,6 секунды чистое. Это скучное время. Давайте разбираться, что там тормозит. Похоже, что лайн-лок до конца не отпускает при старте. Зацеп по трассе просто роскошный — авиационный бетон с насечками, проклеенный на 200 метров. К тому же сильный попутный ветер. Все это способствует рекордам — как личным, так и государственным.
Дмитрий Капустин именно здесь задал новую планку кузовным автомобилям в 7,5 секунды. Мы еще не решили, как с 7,7 справиться, а тут такой сюрприз :) Дмитрий Саморуков перебил уже абсолютный рекорд России на 402 метра, 7,2 секунды. Условия рекордные, нужно пытаться улучшаться. Мой Соарер едет как по ниточке, новый редуктор держит мощности. Песня, а не машина. Давайте пробовать улучшаться. 9,8 секунды. Время реакции 0,2. Не очень получилось улучшиться, снова глючит лайнлок, хотя его для верности уже перещелкиваю дважды. И опять этот непонятный прирост мощности ближе к концу трассы. Как назло, логи не можем снять, разболтался разъем под USB. Наш босс, Иван Кириллов, не может подключить компьютер. На четвертый заезд что-то они придумали с компьютером. По-моему, нашли другой. Сказали, что сейчас добавили мощности, надо не рвать со старта с минимальными реакциями, а постоять, раздуть турбину, чтобы лог был информативным, и проехать. Я, конечно же, все решила выполнить, как они сказали. Все включила, раздулась, взяла сносный старт 1,38 секунды 60 футов. Опять машину кто-то придерживает за хвост, но буста сейчас больше, чем было, бара 2,8, поэтому держит меньше. В конце трассы, как и в прошлых заездах, ощущаю отличный прирост мощности и вдруг «бам!»
Дальше буду рассказывать долго, хотя на все ушло секунд 20. Я вам честно скажу, что видела огонь из-под капота прямо перед собой не раз и не два, масло на стекло, вот это вот все, этим меня не удивить. И китайский коллектор взрывался от закиси, и мотор как минимум два раза ложился. Но всегда меня и основную сцену, где разворачиваются события, разделяло лобовое стекло. В этом случае я слышу бам, и мне в стекло ударяется волна огня, вокруг тоже все светло и тепло. Это значит, что огонь и по бортам. Я вздрогнула от неожиданности, а мне, на секундочку, как раз в тот момент нужно было дернуть парашюты. Пара мгновений ушла на то, чтобы вздрогнуть. Кстати, про парашют. Маленькое отступление. После доварки каркаса его тросов стало не хватать, чтобы рычаг поставить на прежнее место, он теперь расположен дальше от водителя, до него нужно дотянуться, прежде чем дернуть. Я дернулась рукой к этой ручке, поворачиваю голову, а там жесть! Из моей КПП с воем бьют в потолок два снопа огня как из сопла истребителя, вдуваемые в салон под давлением ветра. И тут я поняла, что шутки кончились и быстро надо отсюда выбираться.
Мне, честно, было психологически сложно засунуть руку в огонь и выпустить парашюты. Это в первый раз и там некогда помнить, что на тебе несгораемые перчатки и все должно пройти нормально. Отлично, парашюты открылись. Огня не вижу, но дым заволакивает салон, и я не вижу не только огня, вообще ничего не вижу. Ни впереди, куда еду, ни на панели, что дергать. Главное остановиться, чтобы не на ходу выпрыгивать. На ощупь выключаю зажигание, машина стоит, дым рассеивается. Теперь можно включить мозг, а не инстинкты, и подумать, что делать дальше. Дернуть пожарку. Вижу, занимается огнем капот. Дергаю, не поддается, опять дергаю, без результата. У меня просто не хватило сил и времени, чтобы ее активировать, позже ее проверили, рабочая. Всех забрызгала. Выбегаю из машины, а два парня-парашютиста, те, кто складывает парашюты, скорее тащат огнетушители.
Лирика. У пилота есть всего 40 секунд на то, чтобы покинуть горящий автомобиль. Это то время, пока экипировка сдерживает воздействие огня. При условии, что костюм не стирался. Значит, 40 секунд у меня не было, костюм был чищен и неоднократно.
Факты. Машину на линии финиша после взрыва потушила не система пожаротушения, а вода, хлынувшая из развороченной системы охлаждения. Давайте представим, что бы произошло в случае, если была повреждена топливная система, а система пожаротушения не срабатывает. Вне зависимости от молниеносности работы спасательных служб, которым нужно еще долететь до места происшествия, я бы в лучшем случае отправилась в ожоговый центр. Страшно думать про худший случай. Выбраться салона, когда все в дыму и огне, можно только на ощупь, поэтому мы уже решили, что перед следующими этапами, если сможем восстановить мотор, включим обязательным пунктом тренировку, как выбираться из машины вслепую. С завязанными глазами или с закрытыми, или мы для атмосферности напустим туда дыма, чтобы сформировать у пилота стрессоустойчивость, не знаю, но это будет.
Причины. Все произошло из-за какой-то механической проблемы. По логам, Соареру вдуло в мотор на финальных метрах дистанции 4,5 бара вместо тех 2,8, что ему вдувало всю дорогу до сбоя. Это привело к тому, что оторвался шатун 6-го цилиндра, вылетел через стенку блока и натворил дел, про которые мы узнаем, когда машина доедет до Москвы и вскроют двигатель. Коллектор Hypertune, кстати, выжил. Вот что значит вещь. Редуктор, который точили Total Race, на этом адовом зацепе тоже показал себя великолепно. По сути, все, что готовили на этот сезон, все себя оправдало. А мотор давно менять пора, этот стандартный коленвал уже чем только не ровняли. 4,5 бара стихийного наддува двигатель не выдержал.
Вскрытие. Произвели вскрытие мотора, там все разрушено: головка, блок. Выжила турбина. Я думала, что у всех опустятся руки после этого сокрушительного инцидента, и проект будет закрыт. Но сегодня утром у меня в почте уже лежит письмо с ответом от «Титан Моторспорт» и примерный перечень работ, которые собираются выполнить Total Race. В этот момент я испытывала безмерное чувство гордости за нашу команду. Таких людей можно сломить только физически, морально нет. Даже прослезилась :)
Резюме. Мне просто фантастически повезло в этот раз. Я не хочу, чтобы с кем-то случилось что-то худшее, а такое обязательно повторится. Поэтому я хочу обратиться к организаторам ввести для Чемпионата России в обязательном порядке закрытые шлемы. Если огонь в салоне, пилот потеряет и глаза, и лицо.
С недавних пор считаю логотип RDRC своим портретом. Результаты огненного заезда: 8,4 секунды
Выставлять пожарную машину в середине трассы, как это делают зеландцы. Это существенно сэкономит им время в пути, и они, я почти уверена, рано или поздно спасут кому-то жизнь.
Что касается нас, то первоначальный бюджет ремонта двигателя один миллион рублей. Если есть заинтересованные в спонсорской поддержке на 2016 год, пожалуйста, пишите в личные сообщение. Всем отвечу. И берегите себя.
Мария Панова -V-
Фото: Тимур Сабиров, Евгений Муругин, Dragtimes, Денис Ефимов, Шота Макарашвили