Признаюсь честно — последние месяцы за рулем Рио я скучал. Любой другой водитель, наоборот, возрадовался бы, ведь надежная машина — хорошая машина. Но нам-то нужны сценарии! Хотим, чтобы все шло не по плану: чтобы машина капризничала, сыпалась и доставляла разного рода неприятности. Способен ли на это один из самых массовых хэтчбеков нашего времени, который востребован и в каршеринге, и в такси? Оказалось — все же способен. В этот пост мы собрали все интересное, что происходило с нашим кросс-хэтчем за последний год, и подведем итог долгосрочного теста. Заваривайте чай!
Несмотря на щадящую ежедневную эксплуатацию в режиме «дом — офис — дом», Рио все же сломался. Точнее — сломался кондиционер. Малоприятная вещь, учитывая обстоятельства: 9-балльная пробка в центре Москвы при 32-градусной жаре. Утром того же дня я услышал гул, зависящий от оборотов двигателя, который пропадал при отключении кондиционера. Стало ясно — гудит муфта компрессора. А еще через несколько часов гул прекратился вместе с потоком холодного воздуха. Почему же она «приехала» так рано? Для выяснения этого вопроса отправляюсь к официальному дилеру, и уже на следующий день загоняю машину на бесплатную диагностику. Была она недолгой, мастер-приемщик с гордостью заявил, что случай не гарантийный — у вас радиаторы грязные! Из-за этого фреон в системе циркулирует с температурой и давлением, отличными от штатных. Это, в свою очередь, отражается на работе компрессора, и тот «запел». Мол, сами виноваты. И хотя я рассчитывал на безвозмездное устранение недостатка, объяснение выглядит логичным — грязевая шуба на радиаторах и впрямь внушительная. Разбираем, моем, перезаправляем хладагент, проверяем. Давление в системе нормализовалось, из дефлекторов подул долгожданный холодный поток.
Победа? Как бы не так — гул-то сохранился. После непродолжительного спора с приемщиком и инженером по гарантии решаем заказать новый компрессор кондиционера, бесплатно. За неделю ожидания запчасти климат-контроль работал исправно, досаждая неприятным гулом. Именно его я рассчитывал устранить путем замены компрессора на новый. Каково же было наше с дилером удивление, когда это не сработало! Звук появлялся при включении кондиционера, как и прежде. У механиков появился профессиональный интерес выяснить причину — в цех загнали Rio с тест-драйва для донорства деталей. Поочередно меняли все: компрессор кондиционера, ролики и даже помпу — ничего не помогло! По этой причине, а также в связи с тем, что «Икс-лайн» отправлялся на Урал, дальнейшие поиски дефекта прекратились. «Климат» работает — и хорошо.
Светофор на одной из главных транспортных артерий Волгограда, ранний октябрь 2020-го. Останавливаюсь на стоп-линии первым и спустя несколько секунд получаю легкий «пинок» сзади. Смотрю в зеркало — там пассажирская Setra рейсом «Санкт-Петербург — Дербент», на привычном для этих мест «ноль пятом» регионе.
В Волгограде весь транзитный транспорт едет через город, так как полноценной объездной магистрали по-прежнему нет. Водитель-дагестанец выпрыгивает из кабины и говорит, что то ли отвлекся, то ли тормозов не хватило. Второе более вероятно, ведь перекрестку предшествует затяжной спуск, и тормоза тяжелых машин перегреваются на жаре. Нам с Рио очень повезло — тут и людей сбивали, и ларьки таранили. Из потерь — помятая крышка багажника и чуть заломленный и поцарапанный бампер. Но южанин утверждает, что все эти повреждения были у меня раньше, и повода задерживать его важный рейс нет вовсе! Парирую, вызываю ДПС, приезжает комиссар, фиксирует повреждения, выдает справки. Спустя 40 минут разъезжаемся.
Точнее, не разъезжаемся: у Рио от работающей «аварийки» сел аккумулятор, который уже до этого был при смерти. Прикуриваемся и едем в магазин за новой батареей, а старую сдаем на переработку.
Далее по классике: заявляем убыток в офис страховой по ОСАГО, получаем выплату, выправляем крышку багажника (удалось обойтись без покраски), а задний бампер решаем не трогать — его повреждения едва заметны, а датчики парковки работают в штатном режиме.
Когда я забирал машину из Челябинска, коллега Алексей предупредил, что во время замены свечей болт крепления катушки зажигания выкрутился вместе с ответной частью, которая ныне заботливо лежит в бардачке. Вместо того чтобы решить этот вопрос, я продолжал накатывать километры, пока спустя полгода не заморгал «чек». Вместе с ним пропала тяга, а холостые обороты упали. Ехать можно, но некомфортно и небезопасно — признаки пропусков зажигания налицо. С проблемой можно было разобраться и самостоятельно, но раз машина еще на гарантии (одометр показывал 149 000 км на тот момент) — едем к дилеру.
Контрольная лампа неисправности двигателя предательски погасла, однако компьютерная диагностика без проблем отыскала в памяти ошибки, а механик — незафиксированный модуль зажигания, который был всему проблемой. Хорошо, что мы сохранили ввертыш — его удалось приклеить на место и прикрутить катушку, предварительно заменив копченые свечи зажигания.
Вы уже давно заваливаете нас комментариями «Загляните уже в катализатор!». Только предпосылок для «Сталинграда» в двигателе нет, несмотря на то, что в баке чаще оказывался «92-й», чем «95-й». Наше мнение — все беспокойства относительно его разрушения не имеют под собой оснований. Во-первых, такой дефект характерен для корейских моторов до 2015 года выпуска, а во-вторых, есть такая мудрость — «Не мешай машине работать». Знаете, как врач думает, что все люди сплошь больные, так и механики видят загубленные моторы — ведь исправные автомобили к ним не приезжают! В то же время по дорогам ездят сотни тысяч машин с такими двигателями, пробег которых больше нашего, а эксплуатация — жестче. В свое время (в приступе паранойи) на нашем Renault Kaptur мы решились на замену катализатора на пробеге 175 000 километров. Тогда оказалось, «дело было не в бобине»: большая часть сот керамической вставки сохранилась. Поэтому в выпускном тракте нашего Rio и по сей день стоит штатный коллектор, а выхлоп чист, как слеза корейского гарантийного инженера.
По окончании гарантии мы решили устроить «Икс-лайну» финальный прогон по европейской территории России, благо что майские праздники слились в единый десятидневный марафон. Сначала — в Дагестан. Путь из Москвы туда составляет 1700 км — если ехать через Волгоград, или на 200 км больше по платной М4. Выбрали первый вариант, загрузились, поехали. Четыре путешественника в Рио размещаются с комфортом, места достаточно всем, в багаже тоже никого не ущемили: взяли все, что хотели, и даже sup board, на котором так и не удалось поплавать из-за плотного графика путешествия. Старт из Москвы в 5 вечера, спустя 650 км ночевка в Борисоглебске. На следующий день остаток пути в 1050 км с финишем в Хасавюрте. Дорога не утомила, только из-за сильного бокового ветра в южных степях приходилось часто корректировать курс рулем.
Трасса в Калмыкии очень быстрая: обгоняй где хочешь, трафик почти нулевой, пейзаж нудный до безобразия — степь да степь кругом. В Дагестане асфальт по меркам российских дорог неплох (не считая самой Махачкалы — там ад). Иногда встречаются грунтовки: но покрытие плотное, укатанное, проедет любая Приора. На дорогах республики есть блокпосты, на одном из которых нас остановили. Заглянули в багажник, мужчин попросили пройти на проверку с паспортами, поинтересовались машиной (она яркая, в наклейках). Все буднично, спокойно и вежливо, отпустили через считаные минуты. Никаких проблем. Позабавили местные заправки, особенно их названия. Официальных АЗС крупных нефтяных компаний тут нет, но есть подделки под них. «Русьнефть», «Ростнефть», «Росснефть», «Ликойл», «Укойл», «Луккойл», «Гаспромнефть» и так далее. Знакомые дагестанцы посоветовали заправляться на заправках Asko или VNK — Рио этот бензин выпил и не поперхнулся.
По возвращении с юга наш «Икс-лайн» почти без передышки отправился покорять Карелию. Туда мы ездили на Тигуане в 2017-м, и на Каптуре в 2019-м. С тех пор мало что изменилось — разве что скоростная трасса на Санкт-Петербург стала более комфортной для столь длительной поездки. На этом «русском автобане» Rio уверенно держит 170 км/ч, однако расход топлива стремительно возрастает и отыгранное преимущество одномоментно теряется на более частых «пит-стопах». Поэтому крейсерской для хэтчбека можно считать ненаказуемые 130-150 км/ч, а установленный нами ранее штатный круиз-контроль позволял с легкостью сохранять этот темп.
В интервале между двумя поездками пришло время делать техническое обслуживание. Предусмотренное регламентом на 150 000 километрах мы просрочили на шесть с половиной тысяч. Преступления в этом нет: во-первых, машина уже не на гарантии, во-вторых, масло мы заменили досрочно, на 146 000 км. Все же 15 000 километров — чересчур большой интервал, и лучше поздно, чем никогда, позаботиться о его сокращении. Тем более за почти 100 000 миль моторчик этого заслужил, не потребовав за три с половиной года ни одной доливки!
А вот с лампочками не задалось: какие только мы не меняли. В линзах головного освещения по несколько раз, в задних фонарях, в подсветке номерного знака, даже в салоне. Без перебоев работали лишь дневные ходовые огни в переднем бампере, выполненные из светодиодов. Это так надоело, что на финальном в нашей с Рио истории техническом обслуживании мы заплатили аж 1200 рублей за замену задней габаритной лампы — сущий грабеж, хоть эта работа и требует снять-поставить фонарь. Но и на этом эпопея со светотехникой не закончилась — спустя несколько дней потухла правая «линза». Достаю лампу — спираль целая. Пытаюсь вытащить разъем, и он рассыпается у меня в руках, обнажая провода! С нас хватит, устранение этой неисправности оставим будущему владельцу.
Зато помимо масла и фильтров заменили тормозную жидкость — регламент требует.
Также замены требует лобовое стекло, на котором скол внизу нарисовал трещину в районе «дворников» почти во всю его ширину. В ГИБДД машину с таким стеклом зарегистрировать не получится, и покупателю придется выбрать между обычным «лобовиком» и подогреваемым. Последний вариант был установлен с завода, но заменен на обычный еще год назад в Челябинске — с тех пор у Рио нет ни подогрева стекла, ни датчика света, увы.
В остальном Rio бодр и свеж — ни ходовая часть, ни агрегаты внимания не требуют. Мотор по звуку работает чуть жестковато после зимы, однако диагностика в двух разных дилерских центрах не выявила ошибок — сошлись на том, что это норма для такого пробега. Задние тормозные колодки доедут до следующей замены масла, а в остальном машина выглядит на свои без малого 160 000 километров, в течение которых не видела ни детейлинга, ни сильных ДТП.
Вот перечень видимых недостатков по кузову, помимо описанных выше:
В салоне нет критичных дефектов, не считая нескольких царапин на потолке и эксплуатационных потертостей на сиденьях и органах управления.
Традиционно, подводя черту под испытаниями, мы продаем редакционный автомобиль по системе обратного аукциона. Вот объявление о продаже. Стартовая цена Kia Rio X-Line указана согласно рекомендаций Дрома в качестве среднерыночной и составляет 910 000 рублей. Она будет снижаться на 15 000 каждый день — пока не найдется покупатель. А на пост автомобиля московского офиса заступает хорошо вам известная Arkana.