Метнуться за день туда и обратно мне предложил фотограф Антон. Ему не очень хотелось гнать свою машину, а мне очень хотелось «выгулять» Rio. Выезжали мы рано утром, затемно. Проехать предстояло около 850 км через перевалы по трассе Шкотово — Партизанск, о которых я уже рассказывала. Затем — от поселка Лазо практически до конечной точки — нужно ехать по грунтовкам, состояние которых нам было неизвестно.
Восточной части Приморья почти всегда изрядно достается от всевозможных дождей — дороги смывает кусками, вот как здесь:
Словом, почти за каждым поворотом может случиться что-то интересное или что-то непоправимое. За тем и поехали. На выезде из города залили полный бак 95-го бензина по 42,80 рубля за литр. Я неслучайно называю цифру, но обо все по порядку.
Рассвет встречали уже на второй сотне километров от Владивостока. И как люди творческие, пищали от восторга. С равнин поднимался туман, подсвеченный солнцем. Горы и лес золотились по краям дороги. Рискуя нас заморозить, поскольку «утро туманное, утро седое» было весьма прохладным и сыроватым. Антон снимал прямо из окна машины. Красоту осеннего Приморья, которую мой друг запечатлевает гораздо лучше меня, можно посмотреть в наших фоторепортажах, а я покажу пару картинок для затравки.
К моему большому удовольствию, дорога была гораздо лучше, чем пару месяцев назад. Хоть и неспешно, но дорожники заделывали ямы. Осталось лишь несколько участков, где по-прежнему некомфортно. Да вот дорогу смыло.
Перед Серебряным перевалом датчик температуры в KIA уверял, что за бортом вполне уверенные +12 градусов. Но чем выше мы поднимались, тем активнее происходил «обратный отсчет» до нуля. Уже почти у самой вершины компьютер издал интеллигентно предупреждающий «дзынь». На мониторе появилась «снежинка», система выдала предупреждение о возможности гололедицы и показала +4 градуса. Такая перспектива на нашей несерьезной летней резине вообще не радовала. К счастью, дождей или каких-то иных катаклизмов не случалось достаточно давно — асфальт был сухим, а реки с ручьями мирно бежали в своих берегах.
«Снежинка» не исчезала до конца спуска, пока температура не стала выше, по-моему, +7 градусов, а потом исчезла без каких-либо дополнительных звуков и предупреждений. Ехали мы неспешно, часто останавливались, чтобы поснимать окружающую красоту.
А затем в первый раз кончился асфальт. Грунтовка начинается на подъеме на Лазовский перевал. Он выше и круче, чем Серебряный. KIA в эту грунтовую горку разгонялась категорически неохотно. Поддашь газу — обороты взлетают, а скорости не добавляется. Чтобы держаться на одном скоростном уровне, я периодически переключалась на ручное управление коробкой и снижала передачу. Тогда разгон был увереннее и автомат «подстраивался» под другие условия езды.
Через 10-15 минут мы добрались до вершины перевала. Вид оттуда потрясающий, хотя туманная дымка все еще висела над вершинами.
Спускаться вниз не слишком приятно — это все так же грунтовый и по-прежнему очень крутой серпантин. На мелких камешках под колесами можно легко уехать совсем не туда, куда собирался. Только местные гоняют тут бесстрашно. Но мы-то не местные, поэтому спускались на первой-второй передачке, осторожно и без лишних движений. Помня поездку по перевалу в прошлом декабре, я на всякий случай осторожничала.
Внизу перевала когда-то предусмотрительно установили бетонную эстакаду на обочине и небольшую площадку для осмотра. Кроме «гражданских» авто здесь иногда ездят большегрузы и лесовозы, не говоря уже о пассажирских автобусах. Впрочем, эстакада нам не понадобилась — визуальный осмотр показал, что KIA преодолела первый участок грунтовки без потерь.
После перевала соотношение дорожного покрытия в принципе меняется в сторону грунта. Иногда это хороший грунт, лучше того советского асфальта, который не меняли тут, кажется, уже лет 50. Так, на одном из участков нас легко обогнал какой-то Legnum. Но я шла 70 км, а он все 120. Асфальт на пути встречается только в деревнях и на капитальных мостах. Причем периодически на эти мосты надо буквально запрыгивать с грунта — они-то не проседают, в отличие от дороги. Но дальше попадались и такие участки грунта, где машину на 40 километрах мотыляло, как пьяного матроса. Для удобства и безопасности мы ехали посреди дороги. А при появлении встречной машины требовалось очень аккуратно и четко уходить вправо, чтобы при этом не оказаться в кювете.
Ехать утром было довольно комфортно — мало машин, мало пыли. Мы добрались до села Сокольчи и остановились у магазина прикупить какой-нибудь еды. Антон ушел, а я осталась в машине, поскольку к капоту была прикреплена на присоске камера.
— Ты думаешь, тут знают, что такое GoPro? — спросил Антон, когда я предложила сходить в магазин по очереди.
— Я думаю, тут знают, что такое «плохо прикручено, а там разберемся».
Ольгинское направление в Приморье не самое оживленное, поэтому деревни тут небольшие и полупустые. Практически в каждой, хоть на десять дворов, хоть на пятьдесят, через дом висят на заборах объявления о продаже. Люди уезжают поближе к городам, мало кому хочется оставаться в глухом лесу, где даже нет сотовой связи. Она, кстати, закончилась сразу после Лазо и началась только на подъезде к Ольге — без малого 200 км.
Уже практически на подъезде к точке назначения, километрах в 60, мы встретили еще один смытый участок дороги. Смыло его в 2016 году, когда в крае бушевал тайфун Lionrock. С тех пор его отсыпали, разровняли и аккуратно отгородили колышками. Но обрыв все равно остался, а под ним неспешно бурлила река Аввакумовка.
Я житель больше морской, с реками у меня не слишком близкое знакомство. И как-то привыкла, что вокруг Владивостока они все больше мутные. А тут — сказочной красоты прозрачная вода.
Глядя на обрыв, я на секунду представила себе, как два года назад здесь был сплошной ревущий поток, хватающий с собой деревья, камни, дорогу и вообще все, что оказалось не достаточно сильным, чтобы остаться на своем месте. Нет, мне, пожалуй, море ближе и безопаснее.
Пока мы с Антоном любовались рекой, я почувствовала легкий хлопок по спине, как будто кто-то задел пустым рукавом или курткой. Но хлопать-то было нечему. Фотоаппарат висит на плече, куртка в машине. Я удивленно обернулась, ничего не увидела и забыла. Через минуту, сделав свои кадры, развернулась и пошла к машине.
— Алена, стой. У тебя на спине…, — слышу фразу от Антона (в голове мелькают варианты — бабочка, жук, муха), — ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ!
Вместо того, чтобы как все нормальные девочки поднять вопль до самой Ольги и свалить голосом пару деревьев, как та Перепелиха, я замираю. Я фотограф, Антон — фотограф, это профессиональная деформация: нужно замереть, чтобы коллега успел снять.
— Какая летучая мышь? — спрашиваю, стараясь даже не дышать.
— Щас! — Антон быстро делает несколько кадров и идет показывать мне.
Пока мы удивляемся, Бэтмен сидит у меня на пояснице, удобно ухватившись большими пальцами и задними лапками за футболку.
— Хорошо, что заметили, а то села бы ты сейчас в машину и раздавила мышь, — смеется Антон, ища какую-нибудь палочку, чтобы отцепить рукокрылое.
Летучие мыши обычно не кусаются и не нападают на людей, но все-таки могут переносить болезни. Да и хватать дикое животное, даже размером с воробья, совсем не хочется голыми руками. Антон кое-как подцепляет зверюгу — ему (или ей, кто бы знал) вообще нормально у меня на спине, хочется спать и не хочется никуда лететь. Но придется.
Позже биологи сказали, что зверь похож на амурскую ночницу. Мелкое лохматое существо вообще-то днем спит, а охотится по ночам. Но эту то ли спугнули, то ли бессонница одолела. В общем, из какого-то своего укрытия она с ветерком спикировала на меня и была не против задержаться. Жаль, но все же пришлось стряхнуть ее с жердочки. И «бабочка крылышками бяк-бяк, бяк-бяк» — улетела искать себе другую кровать. А мы поехали дальше, нас все еще ждал мраморный карьер.
Мрамор в Приморье добывает резидент свободного порта Владивосток. Делает он это на большом карьере, где месторождение отыскали лет 30 назад. Здесь, примерно на высоте 200 метров над уровнем моря, добывают восемь видов ценного камня. Инженеры говорят, что это редкое месторождение, таких во всей стране всего несколько. Называется — крутопадающее, то есть добыча производится вертикально, нужно бурить мраморную скалу сверху вниз.
KIA по крутому грунтовому подъему поднялась в эти «палаты беломраморные», где крупные белые куски камня лежат прямо под ногами.
Мы застали момент, когда рабочие как раз разрезали мраморную плиту прямо в скале. Такой способ добычи — здоровый куб вырезают прямо из скалы, потом режут, полируют и придают «товарный вид». На поверхности, где пока ведут инженерные работы, лежит плохой мрамор. На него много лет воздействовала внешняя среда, так что качество не очень. Самый ценный белый мрамор пока лежит на глубине.
Основная добыча пока в беломраморном карьере, но неподалеку нашли уже и темный, и рыжий. Скалу рыжего мрамора только начали разрабатывать.
Вот, кстати, «логи» пути на карьер: ушло ровно полбака на 431 км, средний расход вместе с грунтовками, мостами, перевалами и кондиционером составил 6,9 литра на «сотню».
Пока Антон снимал, я часок поспала, чтобы доехать обратно без смены водителя. Мы решили не заезжать потом никуда на обед, а обойтись оставшимися «запасами» и проехать засветло максимальную часть дороги. В сторону Владивостока выдвинулись в начале пятого. И уже через час солнце стало клониться к закату. А ехали мы, замечу, как раз на закат.
И тут, пользуясь случаем, хочу передать привет и поцелуй тем, кто полгода назад закатывал глаза и вопрошал, «зачем дура-баба ищет “омывайку” и не заливает просто воду». Вот за этим, ребята:
Я намеренно залила в бачок воды — кто я такая, в самом деле, чтобы спорить с сильной половиной человечества. Но нет. Буду спорить дальше — вода не смывает ни-че-го. Только припорошившую стекло свежую дорожную пыль. После очередного участка с пылью и грязью пришлось остановиться и при помощи тряпки и спиртовых салфеток увеличивать обзор и пятно освещения. Нормальный омыватель (или, на худой конец, водка, но уж больно она воняет) себе такого безобразия не позволяет. Сейчас наверняка найдется еще кто-то грамотный, который скажет, что дура-баба не залила жидкость для мытья посуды в воду.
Ну да ладно, это было лирическое отступление. Напомню, мы выехали из карьера с половиной бака. По идее, этого должно было хватить почти до конца обратной дороги. Но рисковать не хотелось, поэтому мы заехали на заправку той же сети, что и во Владивостоке, только в деревне Милоградово.
А здесь все, как я люблю — колонка, у которой нужно нажать кнопку, чтобы бензин полился в бак, а потом нажать еще раз, чтобы прекратил. Спасибо, что уже не советского образца с круглым табло. Итак, в начале поста я говорила, что бензин в городе стоит 42,80 за литр АИ-95. В деревне Милоградово, где живут, вероятно, одни тайные олигархи, литр 92-го обошелся нам в 44 рубля. АИ-95 тут же стоит 46 рублей, дизель что-то около 49. На полный бак 95-го, каюсь, не хватило налички. А безнал в деревне как-то не очень в ходу.
Заправщики объясняют разницу цен логистическими проблемами. Доставлять бенз в отдаленные районы Приморского края сложно и дорого. С какой-то стороны, я это понимаю. Но сам факт дорогого бензина вообще и то, что деревенская цена выше городской в частности, — это за гранью.
С полным баком и успокоенными душами вы выехали с заправки и поехали в темнеющую даль по пыльной дороге с деревянными мостами. На них остановимся подробнее. Есть, значит, на дорогах деревянные мосты. Я их ненавижу, потому что построены эти мосты слишком давно, чтобы им доверять. А мне не хочется становиться героем своей же новости о том, что в крае рухнул очередной мост с проезжающей по нему машиной.
В общем, чтобы сохранить остатки ветхости в пригодном состоянии, краевые дорожные службы пошли на хитрость. Они поставили знак объезда для транспорта массой свыше 10 тонн.
А чтобы не запариваться с организацией временной переправы, объезд сделали прямо по реке. Таких мы насчитали по дороге штук пять. Я оставлю за рамками вопрос законности организации проезда по водоему. Честно пыталась найти информацию, можно или нельзя технику пускать по воде. Судя по тому, что я нашла, это остается на совести ГИБДД: если инспектору надо, он появится с полосатой палочкой и наложит штраф. А если нет, то и нет.
Меня больше волнует вопрос безопасности проезда. Машины свыше 10 тонн — это, например, «земляк» нашей Rio, пассажирский автобус KIA Grandbird. Это фуры, которые даже без прицепа весят 7–9 тонн. А к этим тягачам цепляют бензиновые цистерны, кстати. Это самосвалы вроде Hino-700, которые и без груза весят 12 тонн.
И вся вот эта техника должна проезжать по воде. И ладно сейчас, когда нет дождей и все ручьи обмелели. А что делать, когда они разливаются?
Мы для эксперимента решили прикинуться фурой и тормознули у очередного объезда. Чтобы съехать к ручью, кстати, нужно повернуть через встречку. Итак, спустились, встали на бережку.
Антон перешел на противоположный берег по мосту и помахал мне. Естественно, в этот момент закончилась флешка в экшн-камере, а регистратор потом поверх этого видео записал всю остальную дорогу. Поэтому мы обошлись фотками, которые для удобства сложили в гифку.
Почти весь путь KIA преодолела легко и непринужденно. И только у самого берега, где брод становится чуть глубже, начала скользить на камнях. Впрочем, перевод на ручное управление — и машина уже отряхивается на берегу.
После удачного преодоления брода у нашей Rio появилось еще два прозвища — KIA «Тина» и KIA «Амфибия». От машины пованивало рекой, вода залилась в пороги, но не прошла в салон. Под капот тоже залилось немного воды, которая никак не повлияла на работу двигателя. Зато колеса помыли.
Скоро солнце совсем село, дальнейший путь мы преодолевали в темноте. Доехав до Серебряного, остановились на перекур. Вылезли из машины и, как все нормальные городские жители, офигели от количества звезд. Шикарнейшая видимость, ни облачка на небе, Млечный путь — вон он, хоть руками трогай.
Домой тоже приехали уже ночью, без приключений. За кормой осталось 850 км, чуть больше бака бензина и расход 6,9 литра на 100 км.
Алёна Степанова