Даже когда температура воздуха опускалась до -18 градусов, ни с заводкой, ни с ездой не было проблем. По трассе машина «ест» все те же 6–7 литров, в городе потребляет около 12. Единственная поломка, которая произошла за это время — пластиковая защита двигателя. Зацепилась за что-то и выдрала клепки, поломав тонкий пластик пополам.
Окей, надо просто купить клепки, подумала я. Вытащила одну, державшуюся на соплях, поехала в автомагазин, купила десяток таких же. Ну, вроде таких же. Только вот оказалось, что они не подходят. Вернее, две клепки залезли в крепления без проблем, а остальные ни в какую. Можно было заморочиться, поискать пластмасски на миллиметр тоньше, примерить и собрать полный комплект. А можно было, как я и сделала, воспользоваться святым правилом «и так сойдет» — и использовать проволочку. Вот уже месяц катаюсь на «временных» креплениях. При ближайшем ТО, конечно, поинтересуюсь, сколько запросит официальный сервис за несколько клепок и кусок пластмассы.
ТО, кстати, совсем скоро. И оно очень нужно, поскольку в KIA уже почти нет масла. А то, что есть — черное и страшное. Двигатель работает неровно, автомат стал более «нервным» — думаю, жижа там тоже уже дышит на ладан.
Стали неприятно похрипывать на громкости колонки. По ощущениям, «лажает» левая сторона, кажется, в двери, но это не точно. Фальшь слышно, но откуда она, разобраться пока не могу. Да и в целом как-то стало, мне кажется, громче. Возможно, виноваты низкие температуры, хотя столбик термометра почти ни разу не опускался за зиму ниже -10 градусов. Но, может, где-то околели резинки. В целом пропало ощущение того, что машина новая. Там похрустывает, тут колодки поскрипывают. В салоне износ заметен только на одной детали — на оплетке руля. Она уже прям затертая.
В общем, скука смертная, писать не о чем. А, ну вот в начале декабря сорвало с якоря и выбросило на берег шхуну рыбацкую. Северокорейскую. Так что на пляже во Владивостоке произошла встреча северного и южного корейцев.
Я очень надеялась на хотя бы пару-тройку снежных дней, когда во Владивостоке начинается ад, ужас и квадратные глаза у подавляющего большинства водителей. Мне было страшно любопытно, как поведет себя в такой ситуации машина, да и как поведу себя я сама, не имея в распоряжении привычного парт-тайма, приличного клиренса и повышенной «железности» Grand Vitara.
Но раз гора-погода не идет к Магомеду, почему бы Магомеду не смоделировать ситуацию, когда наступила полная… гора. А загоню-ка я машину на лед, а на льду мне кто-нибудь умный и профессиональный расскажет, как жить дальше, что делать в экстремальной ситуации и как вообще в нее не попадать.
Опыт оказался неожиданно хорошим со всех сторон. В помощь мы пригласили не просто опытного человека, а профессионального инструктора Дальневосточного центра высшего водительского мастерства «Лига-М», в прошлом инженера-испытателя и тест-пилота Игоря Алехина.
Проходить полный курс защитного вождения и овладевать кунг-фу контраварийного мастерства задачи не было. Но три часа Игорь Анатольевич по ледовой площадке меня и машину гонял нещадно. И это, надо заметить, сильно отрезвляет любую горячую голову. Даже мою.
Вроде есть немаленький стаж вождения, безаварийный. Вроде нет никаких проблем с пониманием дорожной обстановки, когда даже боковым зрением улавливаешь, что во-о-он в том седане через три ряда от тебя сидит нетрезвый водитель. Зимой я лихо заезжала на свою очень крутую забетонированную сопку к дому и так же лихо с нее спускалась. Но вот заезжаешь на тренировочную площадку — и чувствуешь себя вчерашним выпускником автошколы.
Интуитивно выбираешь траекторию движения по «змейке», привычно держишь руль и работаешь газом-тормозом, а машину несет и весело кружит на льду. Черт, почему?
— Нужно обладать навыком прогнозирования той или иной ситуации, — объясняет мне Игорь Алехин. — По статистике, 95% абсолютно всех аварий в мире были прогнозируемы и могли вообще не произойти, если бы водители имели правильные навыки технического и тактического прогноза. Как ни странно, в два раза чаще аварии со смертельным исходом происходят летом, когда вроде бы ничего не предвещает опасности. Но зимой водители помнят, что на дороге может быть лед или снег, а летом расслабляются и теряют концентрацию. Можно сто раз пройти один и тот же поворот чисто, а на сто первый раз вылететь с дороги, потому что была другая погода, другой коэффициент сцепления, другая скорость. Еще одна странность — фатальные ДТП чаще происходят у опытных водителей со стажем от десяти лет, чем у начинающих.
Как и многие водители, избалованные современными системами безопасности автомобиля, я привыкла к тому, что в определенных ситуациях за меня сработает электроника. Как оказалось, в KIA она работает круто. Во время своего «ледового побоища» я успела оценить работу ABS, систему курсовой устойчивости и антизанос. Все эти три системы в «Киянке» работают отлично. Как только корму машины начинает тащить вперед носа, подключаются две последние. Они выравнивают авто и помогают ему ехать дальше по относительной прямой. Но тут не обошлось без подвоха.
— Любая электроника — система антиблокировки, антизанос, антипробуксовка и даже усилитель руля — работает в определенном скоростном диапазоне, — говорит тренер «Лиги-М». — Превысишь диапазон — электроника не справляется с допущенной ошибкой. Забывать об этом нельзя, и полностью полагаться на «мозги» автомобиля тоже не стоит. Система может среагировать уже тогда, когда водитель сам начал справляться с ситуацией, и возникнет диссонанс. При внештатной ситуации электронная система газораспределения просто отключает педаль. Ее можно хоть в пол вдавить — машина не поедет, пока сама не подумает, что ситуация нормализовалась.
С системой ABS примерно такая же история. При попытке резко затормозить на льду KIA осталась на прямой, но в определенный момент педаль тормоза под ногой провалилась и колеса заблокировались. Оказалось, что на малой скорости, где-то 5–8 км/ч, она, блин, тоже выключается и блокирует колеса. Этот момент важно не прохлопать и среагировать «переброской» тормоза, то есть убрать ногу с педали и нажать на нее снова (импульсное торможение). «Только очень быстро, Жакоб!» (с).
Впервые в жизни я опробовала поворот при помощи «ручника». Он выдержал, хотя машина при подъеме ручки на скорости издает интеллигентное «дзынь» и не очень понимает, что происходит. Вообще за время трехчасового издевательства она «от нервов» сожрала полбака бензина.
В испытание для нас с машиной превратилась первая же банальная «змейка». Если на 20 км/ч мы ловко ее проезжали, то на скорости в два раза выше KIA изо всех сил справлялась с моими же ошибками, пытаясь остаться в прежней траектории. Признаться, получалось у нее фигово — я старалась ошибаться изо всех сил. Мне было очень стыдно за себя, когда после серии заносов я попала в так называемый «динамический хлыст», а машина ушла во вращение, у меня тоже начисто отключились все системы. Я не очень понимала, что делать, куда бежать и где нажимать. Тыщу лет назад я наглухо отучила себя давить на тормоз. Теперь в любой непонятной ситуации — убирай ноги с педалей! Но если на заднем приводе это прокатывало, то передний привод KIA можно было вытащить из заноса, сноса и даже бокового скольжения просто работой рулем и педалью акселератора.
Еще один жирный плюс в карму KIA — системы безопасности здесь сделаны не для «лишь бы были». Они продолжают работать, как у «больших машин», даже когда их принудительно выключаешь. Отключив долгим нажатием на кнопку и антизанос, и курсовую устойчивость, я при вхождении в очередной поворот все равно ощущала, как корма авто цепляется за лед и дарит водителю еще пару мгновений на реакцию и исправление ошибки.
Тренер отметил еще и отличную отзывчивость автомобиля на любые движения руля. Это, кстати, то, чем я уже полгода восхищаюсь беспрестанно. Поначалу мгновенное реагирование машины, может, и пугает, но при должной сноровке и привычке перестаешь обращать внимание на резкость. При работе на тренировочной площадке легкий руль тоже не раз мне помог, иначе веселых «каруселей» могло бы быть гораздо больше.
Из минусов мы отметили не очень хорошую «развесовку», соотношение нагрузки на переднюю и заднюю часть автомобиля. При разгоне центр тяжести не слишком хорошо перемещается назад, так что остается серьезная нагрузка на передние колеса, на которых и так двигатель висит. А задняя ось без пары мешков кирпичей в багажнике болтается, как балалайка. В целом задняя подвеска мягкая и «подпрыгивающая». А любой прыжок колес — это потеря контакта с дорогой и, как следствие, увеличение тормозного пути и меньшая управляемость. При торможении, соответственно, центр тяжести и так перемещается вперед, делая заднюю часть еще более легкой и свободной в полете.
Практически ни разу за все три часа KIA не тронулась с места без пробуксовки. Даже при минимальном нажатии на газ. Я уже как-то жаловалась на странное поведение «автомата» на первых двух передачах — на льду «затуп» стал прям очевиден. Быстрый сброс оборотов, перехват их, кикдаун — все это может компенсировать «вжжжж» на старте, но он есть.
Недостаточность регулировок водительского места в принципе характерна для всех «бюджетных» машин. Руль выдвигается и регулируется по вертикали, сиденье движется взад-вперед, регулируется наклон спинки и сиденья. Подголовник регулируется только по высоте. Для правильной и комфортной посадки, когда вся спина соприкасается с сиденьем, а руки и шея расслаблены, мне с моей комплекцией их не хватает. Зато жесткость кресел и боковин и нормальный поясничный упор (ну, для меня он нормальный) позволяют ощущать баланс машины. А вот для тренера в зимней одежде места даже на пассажирском сиденье было маловато.
Впрочем, теория без практики мертва, а практика без теории — опасна. Выше я упоминала прогнозирование. Но оно должно основываться на каких-то данных, причем чем их больше — тем точнее прогноз. Тут тоже без сюрпризов не обошлось.
— Зима у нас сейчас очень простая, но от этого не менее коварная, — объясняет Игорь Алехин. — За счет того, что дороги у нас обрабатывают антигололедными составами, они становятся скользкими. Даже на вид сухой и чистый асфальт может быть на деле жирным, что и сыграет с водителем злую шутку. Эти реагенты впитываются в покрытие и вымываются из него в лучшем случае к июлю. В скользкое время года на дороге возникают различные скольжения: занос у задних колес, снос у передних. Если первым еще можно управлять, то снос — опасное явление, им управлять практически нельзя. Это нередко приводит к трагедиям на дороге. И в протоколах у сотрудников ДПС возникает такая фраза, которая ничего не объясняет — «водитель не справился с управлением». Мы все находимся в одинаковых условиях, независимо от стажа, пола и возраста. Единственным кардинальным решением является снижение скорости. Ниже скорость — меньше критичность последующих ошибок.
Большинство неприятных ситуаций связаны с неверной оценкой себя и окружающей действительности. Не собирала статистику по другим регионам и не беру во внимание ту же Якутию, где зимой водоемы промерзают насмерть, но в Приморье каждый год появляются новые обладатели медали «За навагу». Это при том, что выезд на лед в крае вообще запрещен законодательно.
Итак, на лед выезжают любители зимней рыбалки, туристы и просто весельчаки. Одни ищут рыбные места, другие катают детей, третьи просто развлекаются. Есть у нас, правда, еще остров Русский с его прекрасными дорогами. Так вот там лед становится просто «дорогой жизни». Но это тоже скорее исключение.
Так или иначе, толщина льда даже на одном водоеме везде разная. Тонкий лед образуется у берегов, в районе перекатов и стремнин, в местах слияния рек или их впадения в море, на изгибах, излучинах, около вмерзших предметов, подземных источников, в местах слива теплых вод и канализационных стоков. Структура морского льда особенно переменчива, поскольку на нее оказывают воздействие течения, ветер, приливы и отливы. К тому же температура промерзания морской воды в принципе несколько ниже, чем пресной.
И автоинструкторы, и МЧС говорят одно: чтобы избежать ЧП, лучше вообще не выезжать на лед. Но если уж пришлось, то держите двери открытыми, чтобы было проще выбраться из тонущего автомобиля. Но даже это простое правило соблюдают далеко не все. Очень часто трагедии происходят только из-за того, что человек требует от своей машины большего, чем она может. Когда люди выезжают на лед, они не всегда выполняют какую-то определенную задачу.
Лед — это не проезжая часть. И если что-то произойдет на льду, то ни ДПС сюда не приедет, ни страховая не оплатит. Хочется, чтобы люди как-то соблюдали правила. Нельзя — это нельзя. Исключения даются согласованным с МЧС площадкам — для обучения, для проведения соревнований, для организации переправы. Но эти участки контролируются и «заказчиками», и спасателями.
Подводя итог, хочу сделать пару небольших выводов, не претендующих на истину, но все же. Первое — это чтить завещание лысого дядьки с большими амбициями и учиться, учиться и еще раз учиться. Независимо от возраста, стажа, пола и вероисповедания. А второе — никогда не быть слишком уверенным в своих силах. Берегите себя и свой автомобиль.
Алёна Степанова
Бонус: сбой в матрице :) По странному совпадению единственная KIA Rio X-line, которую я видела во Владивостоке, кроме нашей, жила в соседнем со мной дворе. А тут вот два одиночества встретились на парковке супермаркета.