За последний месяц X-line помогал мне делать ремонт и переезжать. О вместительности салона, в который можно засунуть, в принципе, практически все, я уже писала. Так, в «Киянку» легко поместилась пара межкомнатных дверей, фурнитура, бесконечные уголки, плинтусы, ведра, мешки и прочие прелести стройки. Даже мебель, правда, в разобранном виде.
Машине при этом не хватало двух вещей: нормально раскладываемого салона с ровным полом или хотя бы складывающейся вперед спинки пассажирского переднего сиденья и адекватно воспринимающего действительность датчика давления в шинах.
Датчик давления начинал мигать, как только в Киа грузили тяжелые вещи. Но при этом как-то зимой я проехала несколько десятков метров со спущенным в ноль задним колесом, а машина при этом даже не пискнула.
Убедить датчик в том, что все хорошо, не сложно — просто нужно остановиться, воткнуть P и три секунды жать на кнопку SET. Во всех шести-семи случаях за этот неполный год тревога была ложной, а один раз тревоги не было совсем, но вообще-то должна была быть.
Мы накатали чуть больше 23 тысяч километров. В следующие заботливые руки X-Line ушел с 51+ тысячей на одометре. До следующего ТО времени еще много, но масло уже черное и его довольно мало. «Автомат» так и пинается (хотя, как показало сравнение с другой дромовской машиной, пинками это сложно назвать). Никаких других проблем, забот и опасений у машины за 50 тысяч не нашлось.
Финальной же нашей историей станет иллюстрация поговорки «кроилово ведет к попадалову». История эта долгая. Началась она в сентябре, когда я потеряла брелок ДУ с ключом.
Эпиграфом к этому тексту может стать старая поговорка: бойтесь своих желаний — они сбываются. Так случилось у меня, когда я в очередной раз задумалась, что бы нам такого сделать с Kia, чтобы было и интересно, и полезно.
Итак, в конце сентября пропал ключ от машины. Тот самый, без которого она превращается в недвижимость. Дело было так: утром нужно было пробежаться по делам по центру города. Причем именно пробежаться, потому что ехать на машине из центра в центр себе дороже.
Я спустилась к машине, открыла ее, кинула пару сумок, которые потом нужно было притащить на работу. Закрыла Kia, убрала ключ и пошла по своим делам. К дому я больше не возвращалась, на работу дошла пешком и спокойно там пробыла до вечера.
На следующий день у нас с Киа была запись к дилеру в «Сумотори» на бесплатную диагностику вентилятора отопителя и обновление ПО в мультимедиасистеме. А машина после нескольких командировок и поездок не отличалась чистотой. Дай, думаю, вымою, что ли. И достану все ненужные вещи. Одеваюсь, собираюсь, привычно лезу в сумку за брелоком — его нет. Все еще не беспокоясь, шарю по карманам куртки. Нет. Звоню на работу, уже начиная нервничать. Тоже нет.
А дальше начинается пляска, знакомая всем, кто хоть раз терял что-то важное. Триста тридцать три просмотра в одних и тех же углах. Вечерняя пробежка по тому же маршруту, по которому ходила днем. Каждый угол, каждая лужа, каждая яма, каждая кучка листьев. Нет. Я подумала, что все, капец. А оказалось, что это капец, но еще не все.
На следующий день звоню дилеру — ключ сделать можно, цена вопроса 20 000 рублей за брелок и еще 5000 — прошивка. И только при наличии второго комплекта ключей. Где он — непонятно. Вся суббота была посвящена поискам злосчастного брелока. Объявление на «Фарпосте», оставление номера телефона во всех попутных организациях, опрос соседей и вот это все. Ключей нет.
В машине, помимо нужных документов, лежала еще страховка, техника для работы и некоторые вещи типа сменной обуви. Все это очень хотелось забрать. В ход пошли попытки открыть машину без ключа, но «медвежатник» из меня так себе. Отчаявшись справиться самостоятельно и при этом ничего не сломать (а психануть и оторвать какую-нибудь важную деталь я могу), вызываю специально обученного человека.
Мастер, приехав, спросил про документы на авто — чужие они не открывают. Показала ссылку на блог, какие еще варианты. Усы, лапы и хвост — вот мои документы. Мастер поверил и за 1500 рублей открыл машину примерно секунд за десять надувным клином и проволокой. Знайте — это реально, быстро и просто. Берегите свои авто и не полагайтесь на штатные системы охраны.
— Ключи потеряла, — говорю.
— Вчера потеряли? — вдруг поинтересовался мастер. — Вчера какое-то прямо поветрие было. Человек десять ключи потеряли, открывали машины.
Магнитная буря — слабое оправдание для человека, который не теряет даже визитки, не говоря уже о документах и ключах. Надо ж было такому случиться, что впервые в жизни я потеряла ключ именно от Kia.
Интересуюсь у человека, сколько стоит изготовить и прошить новый брелок. Он тоже называет примерно такую же цену, как и официалы. Прочие электронщики тоже не сильно разнятся в стоимости. Для прошивки ключа нужен только VIN-номер автомобиля, по которому у изготовителя запрашивается PIN-код для прошивки нового брелока. Срок ожидания ответа на запрос — от двух часов до суток. Еще не помешал бы и второй ключ, по которому нарезается болванка с местом под чип. Некоторые конторы готовы «угадать мелодию с трех нот» и принять в качестве образца личинку от замка водительской двери.
Забрала все вещи и бумажки из машины. Следующий вопрос оказался в том, как ее теперь закрыть. С открытыми дверьми Kia не реагирует на нажатие кнопки центрального замка. Если закрывать поочередно все двери, то открытым остается багажник. Вспомнила про концевик в стойке водительской двери — сработало. Центральный замок закрыл все двери, заблокировал багажник. Машина под домом, на нее направлена камера с соседнего здания, где сидит госорганизация. В общем, минимальные меры безопасности предприняты. В последний раз от моего дома машину угоняли лет 15 назад — и ту перед этим долго пасли. В остальном тихий центр оправдывает свое название.
У меня все еще теплилась надежда на то, что ключ выпал из какого-то кармана в автобусе, на котором я в середине дня пятницы проехала одну остановку. И, возможно, где-нибудь там и остался. Но, увы, офис автобусной компании, которой принадлежит маршрут, в выходные не работает. Жду понедельника и звоню.
— Нет, нам водители в офис приносят все, что находят, ничего такого не было, — сочувственно отвечает диспетчер.
Снова звоню в «Сумотори» и говорю, что ни первого, ни второго ключа уже вот точно нет, но что-то надо делать. Менеджер задумался и пообещал перезвонить через 15 минут. Час спустя, когда я уже про него забыла, он позвонил и сообщил новые «вводные».
— Вам нужно заказать комплект из двух ключей, выкидного и обычного. Их сейчас в наличии нет, даже в Москве. Только под заказ, стоимость 13 500. И прошивка 5000 рублей. И еще вам нужно поменять личинку дверного замка и замок зажигания. Время ожидания — месяц.
— Это дополнительная стоимость? — спрашиваю.
— Нет, они идут в комплекте с ключами и устанавливаются для того, чтобы машину нельзя было вскрыть старым ключом. Но установка замков оплачивается отдельно. Если надо, я могу уточнить.
— Спасибо, — говорю, — пока не надо, я примерно представляю. Что по времени и по работе, вы приедете?
— Срок ожидания запчастей около месяца. И вам надо будет привезти машину к нам в сервисный центр.
— То есть у вас выезда нет?
— Нет, мы не выезжаем.
Итак, к стоимости в 20+ тысяч рублей нужно еще потратить сколько-то на «воровайку» и доставить машину к порогу сервисного центра в другой город. От Владивостока до Артема, где «прописан» дилер, ровно 35 километров. Безрадостная перспектива, умноженная на месяц ожидания.
Что касается замены всего и сразу, то, на мой взгляд, это правильная позиция. Менять надо, но боже мой, как не хочется. Да, это стремление обойтись малой кровью и нежелание курочить полмашины из-за собственной рассеянности. Kia тем временем медленно покрывается пылью и никуда не ездит. На мою радость (да, так тоже бывает), вся работа в течение недели сосредоточена в центре города. Тут то митинги, то заседания всяких дум и собраний, то обычная журналистская текучка, которой в нашей неспокойной жизни тоже хватает.
За несколько дней и пару десятков звонков удалось узнать, что «болванки» выкидных ключей на X-line — довольно редкая штука в наших краях. Тут не так много этих машин, хотя вторая такая же «живет», например, в соседнем доме. Но больше я их в городе не встречала. Есть хэтчбеки в предыдущем кузове, есть миллион седанов Rio. Но ключи у них, говорят, другие.
Но все же мироздание — прикольная штука. За время поиска ключей по пешему маршруту я нашла несколько сотен рублей, например)) А в середине недели нашлись-таки вторые ключи в офисе Дрома в Москве. Пока они ехали во Владивосток, у бедняги Kia покрылись от бездействия ржавым налетом тормозные диски, а сама машина под слоем пыли медленно сливалась с окружающей средой.
Получив ключ, я съездила, конечно, к дилеру. Оказалось, что можно заказать просто брелок с болванкой без личинок и дополнительных ключей за 9000 рублей. Но ничто так не расслабляет, как относительно решенная проблема. Передвигаться на машине было возможно, значит, с заказом можно было и подождать.
Вообще я хотела найти вариант подешевле оригинала. Но поиски во Владивостоке потерпели фиаско. Мне называли цену от 20 до 48 тысяч рублей за один злосчастный брелок. Мне предлагали ждать три недели, месяц и три месяца. В конце концов, я плюнула на поиски поближе и решила поискать подальше, в Москве.
Оказалось, что и в столице отыскать искомое не так-то просто. Интернет-сайты предлагали самые разные варианты. На сайтах с китайскими товарами их тоже хватало. Правда, в основном продавались ключи на Rio 4, а не на X-line. Ответа на вопрос, одинаковые ли у них чипы, я тоже не могла получить.
В конце концов нашла сайт с магазином и телефоном, где менеджер торжественно поклялся, что их ключ совершенно точно подойдет. Цена вопроса 4800 рублей. Окей, давайте брать. Это было начало декабря.
Отправить заказ обещали через неделю. Но ни через неделю, ни через две этого так и не случилось. После многочисленных звонков, писем и прочих переговоров ключ отправили на новогодних праздниках. Пришел он, естественно, значительно позже. Доставка курьером +500 рублей. Итого уже 5300.
Коробка была внушительной. А в ней, черт возьми, оказался не ключ. А комплект для полной замены — брелок и запасной ключ с другой нарезкой бороздки, личинки зажигания и дверного замка. На ключе выбито — 4D4. Это номер чипа, который при соответствии с автомобилем снимает штатную защиту. Но на нашем X-Line номер был 4D6.
Звоню дилеру, объясняю ситуацию. Спрашиваю, можно ли как-то обойтись без замены всего на что-то неизвестного происхождения. Можно, говорят. Заказываете болванку самого ключа за 500 рублей, винтик, которым он прикручивается к брелоку еще за 120 или 180, что ли. Нарезаете ключ, вставляете, а мы прошиваем.
Заказываю авиадоставку (+800 рублей), через несколько дней забираю и отдаю в нарезку. Сложная бороздка обходится еще в 1000 рублей. Потом со всем этим добром снова записываюсь к дилеру.
Квест должен был решиться, но нет. Прошить чип до конца не удалось, причем ни в первый раз, когда электрик ковырялся пару часов, ни во второй, когда меня попросили привезти машину на целый день.
Новый ключ машину заводил и открывал, но кнопки на брелоке не работали. Даже не реагировали. За прошивку не до конца дилер взял с меня 1200 рублей. А я, поняв, что «заело твою музыку, князь» (с), решила уже не страдать фигней дальше и заказать оригинальный брелок. За все танцы с бубном я должна была заплатить как раз столько, сколько он стоит — почти 9000 рублей.
Но спустя несколько месяцев он обошелся мне уже значительно дороже — 12 000 рублей. Благо менеджеры пошли навстречу и сунули мой брелок в чей-то заказ, избавив от необходимости оплачивать еще одну ускоренную доставку.
Итак, уже 21 000 рублей. Вторая прошивка и перестановка ключей с брелока в брелок вышла еще в 2000 рублей. Это был уже конец мая. Итого попытка сэкономить на заказе ключа обошлась мне ровно в два раза дороже, чем могла быть осенью.
Еще в конце апреля мы попали-таки в ДТП. Вечер, перекресток, мне надо направо, но я поворачиваю из второго ряда, попутно следя, чтобы в меня не повернули из третьего — там так бывает. Скорость около 30 км/ч. А рядом со мной едет Ipsum примерно с той же скоростью. Но по крайнему правому ряду и прямо. В общем, встретились два одиночества. Я не ожидала подвоха, Ipsum не успел среагировать и въехал ровно в стык пластиковых накладок заднего крыла и бампера.
Из повреждений у Kia — глубокие царапины в пластике и чуть загнутое внутрь крыло. У Ipsum разбит «поворотник», помят и поцарапан угол бампера. В общем, не смертельно, но неприятно.
Вызывать никого не стали, потому что это был канун Пасхи, готовился крестный ход, ГИБДД мы бы ждали как раз до завтра. Обошлись европротоколом, в котором написали, что я не предоставила преимущества ехавшему прямо автомобилю. Знаков, регламентирующих проезд перекрестка по полосам, там нет. Серьезных повреждений оба автомобиля не получили.
Правда, пришлось записаться в страховую на осмотр. Не знаю, зачем это нужно для виновника ДТП. Возможно, что-то связанное с выплатами именно по евро. В общем, на следующий день Киа измерили линеечкой и отпустили на все четыре стороны.
Вот с такими повреждениями Kia X-Line перешел к новому водителю. А ко мне приехала Lada Vesta Cross.
Взяла бы я себе Kia X-line? Нет. Он хороший, очень хороший. Это прекрасный автомобиль для размеренной городской езды, поездок на недальнюю природу без ночевки в машине. Он даже вполне годится для перевозок чего бы то ни было, хоть мебели, хоть сена. Экономичный, подлежит несложным доработкам типа шумоизоляции, электропривода зеркал (я до сих пор страдаю от его отсутствия у машины нового поколения), защиты днища и дополнительного света. Говорят, что Kia начинают массово сыпаться и ломаться где-то после 70 тысяч пробега. Мы до него не доехали, так что голословно утверждать не берусь.
Но все же есть два но, где одно логически вытекает из другого.
Машина называется кроссовером, но комплектуется только передним приводом — это не для меня. X-line неплохо гребет передними колесами, а системы безопасности в принципе держат машину и сильно ей помогают. Но в этом году зимы у нас не было, испытать «Киянку» в условиях ледяных подъемов и спусков Владивостока мне не удалось. В любом случае я привыкла к полному приводу и хочу, чтобы у автомобиля в случае нештатной ситуации была возможность подключить еще два колеса.
Второе но — это цена. Миллион с лишним рублей за монопривод, будь он хоть трижды новый, я отдавать не готова. У меня есть ощущение, что если бы не маркетинговый ход с «кроссовером», машина стоила бы на энное количество тысяч рублей дешевле.
Алёна Степанова