Совсем недавно на Ладе Весте 1.6 МТ перестал работать свет заднего хода и парктроник. Была предпринята попытка с наскоку решить эту проблему в рамках ТО-4 (проводится на 60 тыс. км пробега), но ничего не вышло.
Сегодня рассказываю о втором подходе к снаряду, который обошелся нам ОЧЕНЬ дорого.
Разборки с проблемой света заднего хода перенесли на день прихода «подвесочных» деталек (требовалось заменить скрипящие втулки и стойки стабилизатора), а потому у меня было время почитать профильные форумы всех моделей, на которых стоит МКПП от Рено модели JH3, как на нашей «Блондинке».
Облазив весь интернет, я выяснил, что львиную долю проблем с неработающими огнями заднего хода можно устранить заменой датчика нейтрали и заднего хода. Остальные случаи, как правило, несущественные события вроде последствий кривого ремонта...
Ну что ж, так как у дилера правильного датчика в наличии нет (есть только двухконтактные, а нужен трехконтактный), то я его заказал, чтобы был с собой. Прямо представлял себе, как жестом фокусника достану его из кармана, когда выяснится, что датчик продиагностировали на ТО-4 неверно )))
Забегая вперед: я обломался)
В назначенный день я приехал в СТО «Сатурн-2», официальный сервис «АвтоВАЗа» в Челябинске, на замену деталей подвески и очередную попытку ремонта света заднего хода.
Подвесочные дела решили быстро. Втулки стабилизатора заменили на изделия «нового образца», стойку стабилизатора поменяли, но только справа. Помимо этого, нашли причину стуков спереди: открутился резонатор от каталитического нейтрализатора (привет криворуким мастерам, переваривавшим гофру) — ослабли все три гайки... Вследствие плохого прижима прокладку «выдуло», от нее остались лишь две металлические пластинки. Поставили оригинальные прокладку и три фендибоберных и, наверное, поэтому таких дорогих гайки. Все прошло практически молниеносно.
Предвкушая столь же быстрый ремонт света заднего хода, я уже перепланировал день и начал «помогать» диагносту в поиске проблемы. Ну как помогать, постоять рядом, фонариком посветить, «цэшку» подержать…
Первым делом проверили датчик заднего хода, и тут я такой — ап! А у меня свой, новый есть! Снимаю фишку, втыкаем датчик, а фиг вам! Не работает!
Конфуз… Экс-коллега, инженер по гарантии, саркастически поинтересовался, уверен ли я, что датчик вообще рабочий. Настроение упало.
Начали копать, решили начать с блока парктроника (он живет в левой нише багажника и совмещен с пищалкой). Инженер принес с гарантийного склада заведомо рабочий блок, подоткнули — не работает! Прозвонили проводку крышки багажника — вдруг провод сломался в месте перегиба жгута с неподвижной части кузова в подвижную «открывашку» багажника. Все целое!
Разобрали панель приборов сначала слева, прозвонили жгут от блока реле и предохранителей до самого багажника — все исправно!
Еще раз сверились со схемой, полезли разбирать панель приборов справа — проверять центральный блок кузовной электроники (он же BCM — Body Control Module): сняли бардачок, сняли блок, разобрали его — дорожки как новые. Болезнь первых Грант обошла Весту стороной — там сухо и вообще как вчера с завода. Поиски зашли в тупик, блока ВСМ нет в наличии (он, кстати, аналог блока от Рено Трафик), цена под заказ от 15 до 41 тыс. руб. Если очень постараться, то со сроками от двух недель (и невысокой вероятностью исполнения заказа по статистике) можно найти и за 3 тыс. руб. в сетевых интернет-магазинах.
Я приуныл еще больше... Парни прикинули варианты и, согласовав операцию, разобрали новую дилерскую Весту в комплектации «почти как у нас», сняли такой блок, поставили в нашу — не работает!
Тишина, пустота, ступор, тупик… И тут мы подумали: а может, наш блок ВСМ в новую машину поставить? Там-то точно свет заднего хода горит. Надежды на быстрое решение проблемы покупкой блока рухнули. Свет ГОРИТ!!! С нашим блоком!! Вроде и хорошо, самая дорогая деталь в цепочке рабочая, бюджет сильно не пострадает… но где искать?
Снова прозвон всех оставшихся жгутов, проверка сопутствующих реле (предохранители смотрели прошлый раз). Проверили мой новый датчик заднего хода, переставив фишку в другую машину — датчик тоже в полном порядке (как и положено новой фирменной и оригинальной детали).
И тут меня настигла мысль: а если проблема в коробке? И так уже упавшее настроение, помноженное на рухнувшие планы, выключило мозг...
Пока я прибрасывал в растущей панике сумму ремонта, мастер-электрик пошел по второму кругу диагностики всех жгутов. И тут сквозь звуки сервиса явно выделился голос диагноста, разразившегося в гневной тираде на непечатном диалекте. Голос доносился из передней левой арки... аккурат около датчика.
В общем, проблема оказалась в двух проводках, расположенных в 5-7 см от фишки датчика. Они сгнили! ИЗНУТРИ!!!
То есть жгут датчика визуально не имеет повреждений, гофра в порядке, изоляция выводов тоже, никаких следов механического воздействия нет. Под гофрой чистые провода от фишки дальше в жгут. Но если потянуть за проводки, изоляция одного из них лопается и оттуда крошится зеленый медный порошок, второй надрывается, но не лопается…
Провод сгнил в одной точке внутри изоляции!!! При этом участок в 2-3 мм по длине провода просто в труху превратился!
Второй подтянутый и надорвавшийся проводок оказался покрыт черным окислом по всей длине, открывшейся взору после снятия изоляции в поврежденном месте.
Диагност припомнил, что подобное встречается на Ларгусах: провода иногда сгнивают изнутри, и завод у таких авто меняет жгуты целиком.
Увы, гарантия — не наш случай. Нас «АвтоВАЗ» послал далеко и надолго (да еще и в письменном виде) уже полгода тому назад. Для порядка мы один раз вступили в битву за права на гарантию и даже выиграли пару сражений, но это отняло столько времени, что повторять больше не хочется. Поэтому счет за ремонт пришлось оплатить, утирая скупые мужские слезы.
Спайка проводка — это дело пяти минут и примерно 100 руб. денег за каждый. Поиск же места, где паять, занял в сумме более 8 нормо-часов. Не будь у меня карты постоянного клиента сервиса, я отдал бы за посещение СТО более 10 тысяч рублей. С учетом скидок все работы встали в 8883 руб., из них (со всеми скидками) поиск и ремонт двух проводков обошелся в 6179 руб. И месяц поисков причины…
Подытожим: визуально целая изоляция и защита проводки Весты — еще ни разу не гарантия того, что внутри провод цел и не превратился в зеленую труху. Такие дела. И не прогуливайте гарантию, это может вам дорого обойтись.
С уважением, Алексей Antropoff
P.S. Мои хотелки универсала Весты пошатнулись… Нет, мне в целом машина нравится, но перспектива искать подобный сюрприз в километрах проводов, протянутых по всему кузову, как-то не прельщает.