Наша Лада Веста, купленная для длительного ресурсного теста едва ли не самой первой в России, уже добралась из Красноярска до Челябинска. Позади первые 3600 «обкаточных» километров и сотни людей, которые познакомились с автомобилем (рекорд поставил Томск, где на акцию Drom.ru пришли почти 200 человек). Самое сильное впечатление от встреч: россыпь положительных эмоций и гордость людей за свою страну и наш автопром («Мы сделали это — наш российский современный автомобиль!»).
Впрочем, на дорогах Новосибирска случился эпизод, чуть не поставивший крест на всей поездке: Веста отказалась разгоняться (со светофора до 40 км/ч едва ли не за целую минуту), да и просто ехать.
Ничего не предвещало беды. В автомобиль сели очередные трое тестеров, мы выехали на магистральную дорогу в районе новосибирского Экспоцентра и… «Ребята, я жму педаль в пол, а она не разгоняется!».
В общем, манипуляции с трансмиссией и подачей топлива ни к каким переменам не приводили — Веста не разгонялась быстрее 40 км/ч, а со светофора стартовала долго и печально. Никакие сигнальные лампы при этом на панели приборов не зажглись.
Нечто подобное у меня было с Ладой Гранта Спорт, когда педаль газа «зависла» и не реагировала ни на какие действия: автомобиль просто катился на холостых оборотах. Тогда все решилось радикальным способом — «перезагрузкой». Т.е. сбросили на минутку клемму с аккумулятора (дело было в Литве, за 900 км до «гаража» в Москве) и — никаких проблем (потом эта неисправность не повторялась).
С замиранием сердца проделываем такую же операцию.
И с тем же «выдающимся» результатом: автомобиль поехал как ни в чем не бывало и больше (пока) не подводил.
Каких-то других неисправностей за первые 3600 километров не было. О некоторых мелочах — несовпадение панелей в нижней части между крылом и порогом и «трещина» на кожухе рулевой колонки — мы писали в предыдущем посте. Вот как кожух выглядит сейчас.
Независимые «эксперты» в один голос высказываются, что это следствие частых регулировок руля, при которых тестеры «цепляются» за кожух. Чаще всего при этом севшему в автомобиль в первый раз требуется помощь — рычажок разблокировки регулировки утоплен в колонку настолько глубоко, что новоиспеченному водителю Весты его не нащупать.
В Томске тестеры решили проверить механизм складывания боковых зеркал. Понравилось, что они смещаются и в «обратную» сторону, но вот сам механизм и звук «процесса» вряд ли порадует.
При выезде из Красноярска закончилась омывающая жидкость — неужели ее тоже заливают, как и бензин — «один стакан», до ближайшей заправки? Все остальные техжидкости в норме — в Томске мы заехали в техцентр и проверили их уровень.
Не подтвердилось предположение, что грязь будет лететь в подкапотное пространство через широкий зазор над фарами. «Слабым местом» оказался район замка капота — именно здесь после проезда по слякотным сибирским дорогам (в регионе — снегопады и оттепель) и собирается грязь.
Телефон по bluetooth «подружился» с мультимедийной системой легко, однако с несколькими но. Телефонная книга не подгрузилась. Смс-ки мультимедиа «не видит и не слышит». Не всегда видит она и сам телефон, поэтому при каждой посадке за руль приходится обращать внимание на значок подключения, а если его нет, выполнять нехитрые манипуляции.
Где автомобиль дарит настоящее удовольствие, так это на трассе, на магистральных скоростях. Извините за возможную крамолу, но на дорогах Сибири Веста приносит больше удовольствия от скоростного перемещения в пространстве, чем Mazda6 на южных магистралях (24 000 пройденных недавно километров в рамках ведения блога). Настройки шасси и рулевого управления оптимальны для быстрого и комфортного передвижения: Веста уверенно (по сути, без вмешательства водителя) держит прямую на скоростях до 120 км/ч, четко выписывает заданную траекторию на затяжных дугах (серпантинов по дороге пока не было). Диапазон рабочих оборотов двигателя — 2200-3000, в салоне — тишина, тепло и покой. Удобное, с хорошо развитой боковой поддержкой и широким спектром регулировок сиденье отмечают едва ли не все тестеры. Добавлю: проехав за один присест (в буквальном смысле этого слова) почти тысячу километров от Томска до Омска, не почувствовал в спине никакого напряжения. Как и усталости в целом. И это на ВАЗе, который традиционно требует от водителя не вождения, а работы по управлению автомобилем!
Расход топлива на участке Томск — Омск (920 км) — 7,1 литра на «сотню», при достаточно динамичном движении по трассе: у более «флегматичных» водителей он будет меньше, как вариант — на 0,5-1 л.
Круиз-контроль (снова извините за крамолу) на Весте понравился, опять же, больше, чем на Мазде (которая в два раза дороже и на столько же классов выше). Настройка изменения скорости клавишей +/- на руле у Mazda6 «размазанная» и с замедленной реакцией: чтобы не «догнать» очередного «тихохода», часто приходится пользоваться тормозом, отключая при этом систему. У Весты отклики на «плюс/минус» сопоставимы с мягкими нажатиями на педаль «газа/тормоза», то есть автомобилем можно управлять не задействуя ноги даже на хаотичных по ритму российских дорогах. На обгонах надо просто придавить на газ, выполнить маневр, после чего система мягко вернется к принудительно заданной скорости даже если обгон совершался не в автоматическом, а ручном режиме.
Тот, кто считает круиз-контроль баловством, просто не ездил с этой системой на длительной дистанции, либо имеет сильную и выносливую правую ногу. Даже если ехать на «круизе» хотя бы периодически, на коротких расстояниях, это позволяет разгрузить от постоянного напряжения правую ногу (которая, особенно в тяжелой зимней обуви, имеет свойство быстро «затекать»). Круиз-контроль в дальней дороге, друзья, это не роскошь, а средство безопасности, экономии (расход топлива в этом режиме самый низкий) и комфортного передвижения.
Едва ли не самая дискутируемая тема по Весте — роботизированная КП. Да, у нее очень длинная первая передача. Да, «зависания» на нижних передачах заметны. Но на сегодня это более экономичное решение (в том числе и по расходу топлива), чем традиционный «автомат». Впрочем, реальных неудобств это не доставляет, если привыкнуть к некоторым особенностям. Так как вопросов по этому поводу много, разъясняем:
— Включение передачи не вызывает никакой реакции: чтобы автомобиль начал двигаться, необходимо нажать на газ.
— На парковке автомобиль можно оставить на любой передаче (и совсем не обязательно на нейтральной, с затянутым ручником, но заведется он только на нейтрали).
— Управление в ручном режиме схоже с манипуляциями компьютерным джойстиком: такие же простые покачивания с мгновенными реакциями.
— Динамичные обгоны, во избежание опасных «зависаний», — только в ручном режиме. Алгоритм такой: ручку к себе и два «качка» вниз (чтобы перейти с «трассовой» пятой на третью «обгонную» передачу). Обгон в таком режиме динамичный, прогнозируемый, в содружестве с головой — безопасный.
Также читайте ниже нашу рубрику вопрос-ответ, где мы более подробно расскажем про «робот».
Наша задача — не только самим протестировать автомобиль в разных режимах движения, но и дать возможность как можно большему числу людей составить о нем мнение. Своими впечатлениями они делятся в ветках о встрече Весты в Красноярске, Кемерово, Новосибирске, Томске, Омске и Кургане.
В Красноярске, Новосибирске и Омске на встречи с Вестой приходило по 60-80 человек. В Кемерово — больше 100. А в Томске за два часа автомобиль посмотрели (только самые стойкие дождались тест-драйва — к машине было попросту не протолкнуться) более 150 человек. Почему-то запомнилось, как на въезде в Кемерово остановил ДПС-ник и даже не смотря на документы просто посоветовал протереть «нечитаемые» (после грязной дороги) номера: «Вас там люди ждут!».
Почти полтысячи человек посмотрели и протестировали автомобиль на наших тест-драйвах. Да, многие подходят к автомобилю дотошно, даже критично, но откровенно негативной реакции не было ни разу, а вот позитива, оптимизма по поводу будущего российского автопрома — не перечесть. Некоторые из мнений — наиболее интересные и взвешенные — приведем ниже.
Андрей Павлюченко, Томск, ездит на автомобилях Chevrolet Cobalt и Chevrolet Cruze:
— В Красноярске всех восхитил дорожный просвет Весты. А у моего Cobalt побольше будет. И передний свес поменьше. Да и колеса хоть R15, но профиль-то повыше. Так что в номинации «авто для проселка» Кобальт уделал бы эту Ладу.
В предыдущем посте писали про большой зазор между передней фарой и капотом. Оспорю: у некоторых конкурентов такой зазор по всей длине капота. И на резиночке там тоже сэкономили. Неровный зазор на одном пороге? Ну если десяток придирчивых тестеров искали и нашли только один, то можно сказать — это надуманное. Отвалился кожух руля? Это конструктивный просчет — блокиратор руля расположен крайне неудачно, люди его начинают судорожно искать, дергать все подряд… Вот и надергали — уже в первую неделю эксплуатации авто. Многие тестеры жалуются на незапираемую крышку бензобака. Не разобрались в сути вопроса — конструктивно все сделано так, что бензин не слить. А вот то, что рекомендуемый бензин — АИ-92, лично меня позабавило (мы заправляем исключительно 95-й — Ефим Незванный). В бытность владения мною Приорой «АвтоВАЗ» постоянно пугал страшилкой, что лить надо только АИ-95, иначе клапаны подвиснут и «движке» придет полный рашельбек-машельбек. Тут вроде практически тот же мотор, но АИ-92 разрешен.
Пластик выполнен в лучших традициях Renault: на вид добротно, на ощупь деревянно.
Почему придирались к подлокотнику — непонятно. Точно такая же регулировка реализована на Орландо и Октавии и всех устраивает. И да, наконец-то на ВАЗе появились подголовники, для регулировки которых надо нажимать одну кнопку, а не две!
Динамиков насчитал аж шесть штук, неплохо для бюджетника (сколько их на Rio и Solaris за 650 тыс.?). До регулировки зеркал надо тянуться. Не айс — не люблю бросать авто на парковках абы как, а для ювелирной подгонки авто к бордюру зеркало желательно направить на заднее колесо. Для этого надо регулировать положение зеркала. А потом возвращать.
Ремень надо пропустить под подлокотником. А если его не поднимать, то приходится неестественно изгибать руку. Сначала к себе, пропустить под подлокотником, потом от себя и пытаться найти замок. С первого раза не получилось. Осмотрелся. Попробовал повторить. Не получилось. Решил выдвинуть больше ремня. Дернул с катушки. Не пошло. Начал тянуть плавно — не идет. Выдвинут на максимум что ли? Или, может, защемлен дверью? Открыл дверь — нет, все нормально. Попытался защелкнуть в третий раз. Получилось. Надо руль опустить пониже. Тянусь к регулировке и … повисаю на ремне! ЭЭЭ, ребята с «АвтоВАЗа», вы какую длину ремня заложили? Не, ну я понимаю, что я человек вроде как совсем не стройный, плюс пауэрлифтингом в студенчестве баловался, плюс зимняя куртка на свитер, но все равно это не должно заставлять сидеть за рулем в стойке «смирно». И ладно это я, а если за руль сядет миниатюрная девушка ростом 155, да еще и в шубе? Так ремень же ее придушит! Сделайте такой эксперимент, пожалуйста.
Обзорность в городе: зеркала большие, мертвых зон практически нет, стойки обзору не мешают. Тормоза цепкие. Даже несмотря на Dunlop и гололед, ABS так ни разу и не вмешалась в работу.
На нашем рынке только Веста предлагает ESP уже в базе. Дорога на гравийный карьер: снег, колея, периодический асфальт. Разгоняюсь и пытаюсь спровоцировать занос. Не получается. ESP отрабатывает исправно, и именно тогда, когда надо, не мешая играть газом. Этим вазовская ESP выгодно отличается от, скажем, Chevrolet Cruze, которая тормозит и душит двигатель не то что при заносе, а даже при намеке на занос. Уже при поездке пассажиром, при движении в глубоком снегу, готовился прочитать лекцию о том, что в таком режиме ESP надо отключать, потому что она связана с антибуксовочной системой, так как она душит двигатель, не давая выбраться из снега. Но Веста легко выезжает из снега. Я шо-то не понял, шо це було? У Весты ESP не предусматривает наличие антибукса? Или я стал свидетелем того самого мифического антибукса, который в глубоком снегу работает как блокировка колес? В общем, пока не понятно, надо разбираться.
Переднее пассажирское сиденье стоит идеально, только подлокотника не хватает. Подстаканники неглубокие, широкие, фиксаторов для стакана нет. Если поставить туда стакан кофе с заправки, после первой же кочки на 120 км/ч есть риск начать вычерпывать этот кофе из полки. Бутылку 0,5 литра вроде можно воткнуть в правый подстаканник, но она загородит регулятор скорости обдува. На мой взгляд, подстаканники неудачные — только для стоянки.
Карманы в дверях имеют выемку под бутыль 1,5-2 литра. Но что-то высота от кармана до подлокотника заставляет сомневаться, что такая туда влезет. А если и влезет, то потом без проблем не достанешь.
Задние сиденья. Подушка длинная, спинка имеет хороший наклон — в дальней дороге будет комфортно. Места — вагон. Ефим Незванный при росте 176 см сидел довольно вольготно и при желании даже мог бы заложить нога на ногу. Этим Веста выгодно отличается от Рио и прочих Солярисов.
Купил бы я себе этот авто, если бы выбирал что-то до 700 тысяч? Скорее всего — да. Как его встретят на рынке? Психологически очень трудно осознать, что всего три года назад за 650 тысяч я купил Chevrolet Cruze в хорошей комплектации, а сейчас столько стоит Лада. По цене Веста приблизилась к Солярису, а массовый потребитель будет смотреть на шильдики: это иномарка, а это — «жигуль».
Иван Давыдов, Новосибирск:
— Веста — это вызов времени, с которым «АвтоВАЗ» справился. Но нюансы остаются. Пластик хоть и «деревянный», но сделан недурно, объемно. Обивка сидений неплохая, интересная по дизайну. В салоне передний свет яркий (скорее всего, светодиодный), но его нет для пассажиров, а ведь «люстра» для задних пассажиров есть даже на более бюджетной Almera.
Регулировка сидений порадовала во всех плоскостях, присутствует хороший поясничный подпор и боковая поддержка. Как ценитель музыки и мультимедиа отмечу, что звук достойный для B-класса, но немного не хватает низких частот, не помешал бы большой динамик в заднюю полку. Сама система удобна и интуитивно понятна в управлении. Довольно интересная настройка баланса по звуку: перед-зад, право-лево!
Наконец-то на российском автомобиле многофункциональный руль. По подвеске: машина получилась в меру мягкая, но не вальяжная, все неровности проглатывает и не доставляет дискомфорта. Электроусилитель на любителя, для меня так немного помягче надо. Поначалу звук от работы ESP казался «игрушечным», не хватало ему «брутальности», но в процессе привык. Система распределения тормозных усилий, как и ABS, работает оптимально. При поворотах на скорости есть небольшое ощущение сноса задней оси, но машина полностью под контролем за счет работы педалью акселератора. Звука от работы двигателя практически не слышно, он появляется от 3000+ об/мин. Шумоизоляция неплохая — по крайней мере, так показалось за полчаса знакомства с автомобилем. Под капотом порядок! В салоне нет запаха клея, «китайского пластика», текстиля — в общем, «дешевизны».
Минус — роботизированная трансмиссия, которая живет своей жизнью и «душит» двигатель. Педаль в пол: секунда, вторая, и о чудо — разгон пошел. Привыкнуть можно, но у меня сложилось впечатление, что дочернее подразделение Porsche (компания ZF) просто халтурно настроила трансмиссию для ВАЗа. Переключение с первой на вторую затянуто — на пятой тысяче оборотов. Но рывков замечено не было.
Есть претензии к деталям. Механизм работы стеклоподъемников слишком «прямой», не хватает четкости и мягкости. Почему подлокотник один? Почему нет подлокотника с подстаканниками сзади по центру? Как «очечник» оказался там, где его не ждешь? Почему нет «люстры» для задних пассажиров? Шов на подлокотнике откровенно кривой — мелочь, но неприятно.
И все же — я бы этот автомобиль купил, но с механической трансмиссией и более мощным двигателем. Многие говорят, что и эта версия стоит дорого. Не думаю: учитывая количество потребительских качеств и набор опций конкурентов за эти деньги у автомобиля нет.
Дмитрий Морозов, Томск, ездит на ВАЗ-2170 Приора:
— Когда садишься в автомобиль, ощущение, что ты в кроссовере — настолько он высоко стоит над дорогой (или я просто привык к заниженной посадке на своей Приоре), да и внутренний объем просто огромный (будто в C-классе как минимум). Двери открываются и закрываются мягко, с солидным звуком. Регулировки руля показались оптимальными — за рулем устраиваешься быстро и удобно. Боковая поддержка передних сидений — высший класс! На холостых оборотах двигатель почти не слышно, вибраций нет. В защиту роботизированной трансмиссии: на куда более дорогом Honda Civic трансмиссия работает откровенно хуже. Да, «зависание» между первой и второй присутствует, но выше переключений уже не чувствуешь. При этом ручной режим позволяет полностью контролировать автомобиль без манипуляций с педалью сцепления. На ходу слышен гул колес и подвывание двигателя. По ходовым характеристикам это уже не прежний ВАЗ, это просто прорыв! Руль показался острым, подвеска мягкая и плавная. Ни рывков, ни толчков. Думаю, ближайшие конкуренты скоро пересмотрят свою ценовую политику, потому как Весте они сейчас проигрывают. И мой выбор за эти деньги — новый российский автомобиль.
Напоследок мы ответим еще на часть вопросов наших читателей, заданных в специальном разделе блога Лады Веста.
— Ну, как машина? — спрашивает Роман из Куйбышева.
В сегменте 500-650 тыс. считаю лучшим предложением на рынке: сбалансированное шасси, хорошая управляемость, просторный салон, лучшее за эту цену оснащение. Мне автомобиль дарит удовольствие от вождения, в дальней дороге (а были уже перегоны под 1000 км) не устаю.
— Вопрос по РКП. Откатывается ли на подъеме? Трогается ли на ровной поверхности, если отпустить тормоз, не нажимая газ? (Дмитрий, Москва).
Откат на подъеме проверим чуть позже. По второму вопросу — нет, обязательно надо нажимать на педаль акселератора.
— Как Веста с роботом ведет себя в городском потоке, возможна ли на ней динамичная езда? И легко ли на ней совершать обгон на трассе? (Елена, Санкт-Петербург).
Да — на оба вопроса, если перейти на ручной режим переключения. Сделать это так же просто, как манипулировать компьютерным джойстиком: с таким же мгновенным откликом автомобиля — как на действия как рычагом переключения КП, так и манипулированием педалью газа. Третья передача (как и на «механике») — самая рабочая как при обгонах на трассе, так и при движении в городе.
— Меня интересует как ведет себя машина с коробкой АМТ? (Максим, Междуреченск).
Характерные особенности: затянутая первая передача, зависания при переключениях на пару мгновений, особенно заметные на нижних передачах. В остальном: в автоматическом режиме — как «автомат», в ручном — как «механика», но с более быстрым откликом на переключения.
— Есть ли вибрация (дрожь) на холостых как на Грантах Калинах? Роботизировонная коробка гудит, зудит, воет? (Андрей, Астана).
— Как работает «робот»: не шумит? не тупит? (Евгений, Челябинск).
Никаких криминальных шумов и вибраций не отмечено. Про зависания написано выше.
— Ваше мнение по поводу надежности роботизированной КП. (Антон, Красноярск).
Проверим в процессе ресурсного теста. Но не думаю, что она чем-то отличается от обычной «механики».
Ефим Незванный. Фото автора.
Расписание ближайших встреч с Ладой Веста (смотрите перемещение автомобиля в режиме реального времени)
Далее по маршруту: Екатеринбург — Тюмень — Барнаул — Братск — Иркутск.
P.S. Наши рассказы о первых тестах Весты полны позитива: машина нам действительно нравится, мы это не отрицаем и не скрываем. Но и минусы у нее есть, куда без них. В следующем посте про «автоматную» Весту мы подробно на них остановимся — распишем все аспекты, которые не нравятся, раздражают или уже просто бесят после трех тысяч пройденных километров.
UPD: Тем временем белая Lada Vesta отправляется в пробег по центральным и южным регионам России. Но перед отбытием мы предлагаем желающим посмотреть наш автомобиль и самим решить, насколько он достоин (или недостоин?) своего статуса и стоимости...
Предварительное время и место: воскресенье, 6 декабря, 15:00 на Ходынском бульваре, в районе Мегаспорта...