Кратко, для тех, кому читать все буквы текста лень:
В принципе, чтобы бомбануть в комменты, этого уже достаточно.
А теперь по порядку. Начнем с долгожданного описания про окончание всех ремонтов нашей многострадальной «рыжей» Весты:
Напомню, у нас был ряд ремонтов по кузову: нам прилетал камень в лобовое, заехали в корму, подтолкнув вперед, угодили шайбой в зеркало и заехали в правую переднюю дверь. Ремонты растянулись с ожиданием запчастей и праздниками на неприлично длинный промежуток времени. Но вот все ремонты позади, пришло время огласить результаты. Итак, квинтэссенция ремонтов по порядку:
1. Лобовое. Оно шло «прицепом» с прошлого полиса, мы оформили замену перед самым окончанием его действия, в расчете на то, что по зиме с посыпанной всякой гадостью дороги в свежее стекло может прилететь что-нибудь еще. Кстати, так ничего и не прилетело, но маленькая трещинка в верхней части выросла в громадную, через все стекло по вертикали сверху донизу, с небольшим изгибом в сторону левой (ближайшей) стойки кузова. Причем росла трещина в основном в те дни, когда активно использовался обогрев стекла.
Результат: стекло вклеено оригинальное, обогрев работает как на родном, протечек не обнаружено. Но клея намазали от души, не жалеючи. На заводе клеят несколько экономнее. Исполнители — «Сатурн» и ВСК, плохого ничего не могу сказать об обоих. Сроки поставки таких тривиальных деталей еще бы покороче...
Из внештатного: хотелось бы пластик накладок стоек покачественнее, т. к. на наших накладках появились белые пятна в местах, где с изнанки отлиты крепежи для пистонов.
2. Кузовной ремонт № 1. Были повреждены и перед, и зад. Согласовали относительно оперативно, но очень долго ждали, когда приедут детали.
Результат: в целом все хорошо, но были небольшие недочеты. Например, при приемке машины я заметил, что боковые части заднего бампера имеют очень плохой профиль окраски, шагрень была сама на себя не похожей. Переполировали при мне. Правда, после пары моек стало явно видно, что черный пластик, которым облицованы арки, был немного испорчен по кромке — проявились белесые пятна от полировальной машинки. Спустя неделю после окончания ремонтов при приклейке демпферной шайбы под госномер (от VAG, конечно же, за 99 руб.) обнаружил пару очень мелких недочетов в очень незаметных местах: небольшие подтеки в местах крепления пистонов на заднем госномере, не влияющие по существу ни на что. Сделал фото, наклеил поролонку и забыл. Исполнители — «Сатурн» и РГС, все хорошо, но сроки поставки деталей удручают.
3. Замена левого зеркала заднего вида.
Результат: дилер оказался не дилер, но новую оригинальную деталь установили и даже попали в цвет.
Тут, пожалуй, опишу более подробно. Мои надежды и ожидания, авансом сделанные «УралТехЦентру» как дилеру Лады, не оправдались. Впрочем, к самой детали и качеству ее окраски у меня претензий нет, а вот по остальным моментам — есть. В первую очередь задело отношение персонала к клиенту — тут его не ценят: если приезжаешь на ремонт по направлению страховой, то ты здесь никто и звать тебя никак. Если хочешь посмотреть, как будут вестись работы, — нужен директор, нужно подписать бумагу о том, что клиент берет на себя любую ответственность и снимает ее с дилера. И этот документ делается только для техцентра, а клиент его может только почитать. При попытке бумажку хотя бы сфотографировать, приемщик вырвал ее из моих рук и убежал. Стоило определенных усилий получить копию документа, в котором стоит моя подпись...
Дальше — больше. Клиенту не дают никаких документов, что он тут был. Вообще. Пока не доведешь ситуацию до приглашения директора, разговор с приемщиком не имеет результата, но и с директором не так все гладко, т. к. по каким-то там соглашениям им якобы запретили выдавать документы по ремонту клиенту на руки, и получить их я могу лишь в офисе страховой. Только после тщательных объяснений, что меня их коммерческая составляющая не интересует, а нужен документ с печатью от дилера, что я деталь поменял вследствие объективных причин у официального представителя завода (а не в подворотне сам неведомо где взятую поставил), мне дали эту бумагу, убрав из нее все цифры, касающиеся расценок на детали и стоимость работ (что меня на самом деле мало и интересовало в данном случае, т. к. оплачиваю-то не я), но (!!!) с логотипом дилера Chery... Что на корню обесценивает ее до уровня бесполезной писульки. На вопрос директору, смогу ли я этим документом подтвердить, что зеркало заменил у дилера, ответ был: «Нет», после чего оный руководитель скрылся в недрах техцентра...
Если вдруг «повторитель» запотеет, по гарантии нам уже не на что рассчитывать, т. к. по документам зеркало мы взяли неизвестно где (а там проставляется дата его производства и при гарантийном ремонте в обязательном порядке сверяется с датой производства автомобиля, и у нас она теперь не совпадает), и поставил нам его (согласно выданному документу) сторонний сервис, не имеющий отношения к изготовителю... Могли бы вообще все проще сделать — поставить отметку о ремонте в сервисную книжку, но нет. А добила меня фраза, брошенная приемщиком на прощание: «Да знаем мы, что про эту машину вы пишете все, что делаете...». И при этом все равно приняли меня так, чтобы я как клиент к ним не обратился больше никогда и ни за какие коврижки не порекомендовал бы их в будущем. Исполнители — УТЦ и РГС. К «Росгосстраху» вопросов нет, а вот «УралТехЦентр»... Фу такими быть, в общем.
4. Кузовной ремонт № 2. Правая передняя дверь. Мадам за рулем, сдавая назад, не увидела препятствие сзади.
Первоначальный приговор был — ремонт двери, но по факту отдел урегулирования убытков РГС и дилер после осмотра сами согласовали замену двери целиком.
Результат: в цвет попали хорошо, заметной разницы для непосвященного нет. Только при определенных ракурсах можно натренированным глазом определить отличие на полтона, не более. По срокам ожидания деталей и проведения ремонта — все хорошо. Более того, нам пошли навстречу, проведя осмотровые работы во время кузовного ремонта № 1 и, по согласованию при передаче машины в ремонт, без нашего участия. А также учли наши пожелания по срокам ремонта и выдачи (первоначально дата готовности выходила аж на 5-10 июня), благодаря чему машину я забрал в аккурат к первомаю, перед большой командировкой. Исполнители — «Сатурн» и РГС, страховая быстро все оформила, служба поставки деталей от завода, как всегда, нетороплива, дилер свою часть сделал оперативно.
Итоговая хронология событий
2018 год:
12 ноября — за неделю до окончания полиса в ВСК мы заявили трещину на лобовом.
19 ноября — приехали на осмотр в ВСК, оформили документы.
21 ноября — получили направление на ремонт, в SMS стоит приписка: «Срок действия направления 21.12.2018», что создавало определенную интригу, но в ремонт на два месяца позже окончания действия направления приняли без проблем.
10 декабря — ДТП № 1 с Логаном и Солярисом.
14 декабря — получены документы на ДТП в архиве ГИБДД, проведен осмотр в РГС.
21 декабря — дан ход результатам осмотра, начато рассмотрение дела.
26 декабря — получено по SMS направление в сервис, записался на осмотр.
2019 год:
В промежутке между 4 и 19 января лобовое стекло пришло, но замену притормозили до начала кузовных работ, чтобы два раза не оставлять машину в сервисе.
19 января — проведен осмотр с разборкой поврежденных элементов.
27 января — обнаружено повреждение левого зеркала. Оформлено обращение к дежурному участковому, проведен осмотр.
1 февраля — проведен осмотр в РГС. Документы от участкового пока не готовы, дело на паузе до получения бумаг из полиции.
5 февраля — документы в УВД не готовы (десятый день с момента обращения), зато нашли, кто этими документами занимается.
6 февраля — документы найдены. Готовы, переданы в страховую.
8 февраля — РГС одобрил ремонт, дал направление в сервис «УТЦ», зеркало заказано.
19 февраля — ДТП № 2 с Солярисом.
25 февраля — Веста сдана в кузовной ремонт № 1.
26 февраля — оформлен весь пакет документов по страховому случаю — ДТП с Солярисом.
19 марта — завершен кузовной ремонт по декабрьскому ДТП, получено по SMS направление в сервис на ремонт двери.
20 марта — позвонили из «УТЦ», сообщили, что зеркало пришло, пригласили для снятия лючка с целью подбора цвета краски.
22 марта — сообщили о готовности зеркала, подъехал, заменили зеркало.
3 апреля — сообщили, что с РГС согласован ремонт, записали в очередь в сервис на 24 апреля.
24 апреля — Веста сдана в сервис.
29 апреля — последний из череды ремонтов успешно завершен.
30 апреля — полностью восстановлен весь оракал на кузове.
Да, на первый взгляд, есть ощущение, что машина четыре месяца стояла в ремонте. Но на деле я не пользовался ею только 28 дней в сумме на четыре страховых случая. Да, много времени убито на подготовительные работы, осмотры, сбор документов и прочее, но в эти дни машина тем не менее использовалась по назначению, и моя работа, связанная с перемещениями по городу, не останавливалась. Хотя и в более щадящем режиме, т. к. «дальнобойные» командировки пришлось перенести.
Воспользовавшись случаем, мы доработали штатную «бибикалку» двумя «улитками» С302Д и С303Д (в простонародье — «волговские» рожки высокого и низкого тона) и сигналом от -2110 (штатно стоявшим на «блондинке» и «брюнетке» по заводской схеме с раздельным контуром от штатной охранной сигнализации). Заменили «противотуманки» — установили штатные для семейства логаноподобных фары от Valeo (родные, вестовские, кстати, тоже этой фирмы), но с лампами на 55 Вт. А также сделали ряд мелких доработок для создания хоть какого-то уюта на рабочем месте.
Что касается гудка — родной уж очень странный. Мало того что он издает смешной звук, так еще и слышен плохо. И это, кстати, странно — ведь на «блондинке» звуковой сигнал стоял на рамке радиатора, около правой фары (там в пластиковом дефлекторе и у СВ Кросса есть до сих пор и шпилька, и выемка под него) и, несмотря на нелепую тональность звука, он был хотя бы слышен соседям по потоку. На новых Вестах завод применяет уже совмещенную схему подключения звукового сигнала с охранной сигнализацией — видимо, в целях оптимизации затрат. Но получилось хуже, чем было.
При изучении вариантов тюнинга и характеристик оказалось, что все сигналы — и родной, и «волговские», имеют одинаковый диапазон звукового давления (105–118 дБ на расстоянии двух метров от источника звука). Но на слух-то они разные, я вот не музыкант, но разницу слышу. Полез разбираться, в чем дело, и выяснил: такова особенность человеческого слуха. При той же силе звукового давления звук высокой частоты будет восприниматься как более громкий, а сигнал более низкого тона — тише. Там еще много всего про ноты и их интервалы — терции, кварты и квинты, про паскали и прочее, но в нашем случае это все лишнее, т. к. проблема оказалась в другом месте. Впрочем, нюанс про тональность звука я все-таки взял на заметку, и именно после этого к «десяточному» сигналу был докуплен комплект «волговских».
С сигналами вообще получилось интересно: на звук влияет все — и корпус, и способ сотрясения воздуха, и даже подвес и окружающие детали! Так, меняя длину, материал и форму кронштейна, можно усилить и звук, и тембр. А еще звук можно усилить окружающими панелями… именно поэтому «волговские» сигналы в других автомобилях звучат иногда совсем не так ярко и сочно, как в резонирующем всей «мордой» оригинале. И именно поэтому родной сигнал Весты так тих и уныл — по большей части он сотрясает резонатор воздушного фильтра да пакет радиаторов, теряя силу по пути до улицы.
Проблема понятна, пути решения намечены, делаем: сначала мы вернули сигнал на штатную шпильку усилителя бампера, а в довершение этой затеи поставили два «волговских» гудка, изготовив отвод от блока реле до новых мест установки звуковых приборов без повреждений родной проводки и полностью по штатной схеме первых Вест (рожки через свой предохранитель и реле стоят параллельно с основным сигналом, охранная сигнализация на своем реле висит отдельно). Делал работы дилер, выполнено качественно, основательно. Гудит обалденно.
Один недостаток установки в штатное место «десяточного» сигнала все же есть: он виден с улицы. Лучше выбрать аналог, окрашенный в черный цвет, — не будет в глаза бросаться.
Про «туманки». Тут все намного проще: если света не хватает, надо тупо его добавить! Главное — осмысленно и без фанатизма. Реализуется все достаточно просто.
Но это я сейчас знаю, а до начала работ сначала нашел мощности ламп противотуманных фар (ПТФ) большинства моделей с таким же блоком кузовной электроники, как у нас, и изучил схему подключения (сечение проводов не замерял, и это, на мой взгляд, в реализованном решении самое слабое место, но что-то мне подсказывает, что ВАЗ на ПТФ Весты более тонкий провод, как на Ларгусе или Гранте, не внедрил). Не найдя существенных преград, снял ПТФ, внимательно ее рассмотрел и понял, что просто поставить в нее лампу помощнее — гарантированный способ ее угробить т. к. корпус пластиковый и нет объема, компенсирующего бóльшую рабочую температуру. Пошукал в «интернетах» и нашел родную для логановской платформы «туманку», как раз на 55 Вт, от самого первого поколения Логана, так называемая «фаза 1». Подходит, что называется, «bolt-on».
Заказал, перекрутил, включил. Составляющие элементы цепи — проводка, реле и предохранители — более обычного не нагреваются, что косвенно подтверждает безопасность реализованного решения. Фишка от лампы подходит полностью, переделывать проводку не требуется. К тому же для регулировки уровня у новых «туманок» более удобная крутилка с доступом сверху (искать супердлинную отвертку теперь не надо) и закрытой резьбой (у заводской ПТФ резьбовое соединение было открыто доступу грязи).
Теперь если в обычную погоду (без плохих условий видимости) включить и ПТФ, и ближний — спустя некоторое время начинает «не хватать» ближнего света фар из-за усиленной засветки непосредственно перед машиной, но именно так и должно быть для нормальных условий, т. к. ПТФ — полезная опция именно в туман, снег и дождь и именно в этих условиях теперь она работает так, как и должна. По крайней мере, на имеющихся у меня в доступности Октавии и Гранте ПТФ работают точно так же «с завода». А до этой доработки включение «противотуманок» меняло только количество включенных индикаторов на табло…
Раз уж у нас теперь есть более яркие ПТФ, то в настройках «мозгов» была включена опция подсветки поворотов, как у Весты Спорт, с такими же настройками (включение обеих ПТФ при включении задней передачи, порог скорости срабатывания оставлен в 40 км/ч). Вот это удобная опция, мне нравится.
Попутно отключили задний «дворник» от автоматического срабатывания при включении задней передачи и активировали функцию «проводи меня домой». И если первое реально полезно, чтобы задняя щетка не терла сухую грязь по стеклу, то второе — так, баловство: если есть необходимость при закрытии машины подсветить полосу препятствий до подъезда (редко, но иногда очень надо). Подключение этих функций — вопрос пяти минут, а пользы — вагон и маленькая тележка. Но официальными средствами дилера этого сделать нельзя — там все, что должно быть включено и активировано, четко привязано к вин-коду. Что же касается гарантии: повлиять на нее это не может (поскольку не затрагивает ключевые параметры, за изменение которых завод прекращает нести ответственность — вин-номер и контрольные суммы блоков ПО), но при обновлении ПО и синхронизации блоков автомобиля с сервером АвтоВАЗа все эти настройки гарантированно слетят в заводские параметры. Восстанавливать потом придется своими силами. Благо это не сложно.
Кратенько расскажу, как действовать, но делать это вы будете на свой страх и риск. Заходите в китайский онлайн-магазин и покупаете диагностический сканер с чипом ELM327 (видов корпусов, брендов и их вариаций может быть великое множество) с версией прошивки обязательно (!!!) 1.5. Цена порядка 200-500 рублей в зависимости от продавца, акций и прочего. Можно купить эту же штуку и в России и на месте проверить версию специальной программой, но цена, как правило, раза в два выше, чем в Китае. Зато не надо ждать и можно сразу проверить. Пока ждете доставку, качаете программу DDT4ALL и читаете инструкции (в интернете их полно). По приходу сканера коннектитесь к машине, включаете программу и настраиваете то, что можете и хотите настроить.
К слову, настроить можно у Весты не так много, как у других моделей Рено. Например, я так и не смог отключить дотирку капель с лобового и изменить число взмахов щеток с четырех до трех, т. к. на второй взмах у меня стекло уже сухое (щетки стоят Denso бескаркасные). Не удалось активировать и систему контроля давления в шинах по датчикам ABS, как это действует на экспортных вариантах (но тут, скорее, прав сканеру не хватает или разрешения где-то закопаны в блоках). А еще не удалось включить опцию, чтобы в темное время при снятии с охраны включался ближний, чтобы подсветить полосу препятствий перед машиной.
Еще можно настроить порог срабатывания по скорости центрального замка, звуковой сигнал на открытие-закрытие авто, но это тоже баловство, да еще и на любителя.
И последнее на сегодня — доработки салона. Случайно я нашел, где раздобыть за отличную цену штатные светильники атмосферной подсветки в салон от Весты в комплектации Exclusive. Пользуясь случаем, заказал комплект с дополнительным жгутом проводки и установил. Теперь ночью в передней части машины и во всех четырех ручках горит мягкий белый свет. Подключено все абсолютно штатно, в заботливо оставленные заводом разъемы в жгутах.
Теперь в «рыжей» есть подсветка от комплектации «Эксклюзив». Отличия только в ручках дверей: у «эксклюзивных» Вест на оборотной стороне есть специальные подиумы, а у нас их нет, но опытным путем установлено, что изменение направления свечения не имеет негативных последствий.
После доработки салонной подсветки инженерную мысль не удалось вовремя обуздать, и в зеркалах прописалась собственноручно изготовленная из чужеродных плафонов (от Киа Соренто) подсветка околодверного пространства.
А потом из штатно используемых плафонов подсветки номера появилась еще и подсветка на двери багажника, освещающая пространство позади машины при открытом багажнике (подсмотрел у соседа на новенькой CX-5), но запала и времени на полноценную реализацию не хватило... Подсветку по «колхозному» варианту подключил к габаритным огням и в разрыв вживил тумблер в штатное место для кнопки электропривода двери багажника, который тут, судя по всему, все равно никогда не появится. Правильнее было бы, конечно, подключить к плафонам багажника или хотя бы к центральному салонному, но разбирать потолок времени не хватило.
В довершение ко всему были установлены удлинители замков ремней безопасности спереди, фиксаторы передних ковриков от ВАГ, коврики в карманы дверей и подстаканники, кольцо пробки бензобака и накладка на буксирную петлю от Рапида. Причем если первые две позиции — необходимость, т. к. ремень удобно застегивать только в крайнем нижнем положении, а мне удобнее сидеть чуть повыше, а без фиксаторов коврики забиваются под панель, то остальное, если честно, — тоже баловство. Но приятное.
Что можно было сделать еще? При наличии лишних плафончиков и нужных разъемчиков — сообразить еще пару интересных штук:
В темноте теперь ездить на машине стало гораздо приятнее, только с магнитолой так ничего и не получилось сделать, чтобы разница в яркости экрана стала более заметной и подходящей к условиям ночных поездок. Ездить с тряпочкой поверх экрана оказалось наиболее технологично при прочих равных.
Уважаемые читатели, дайте, пожалуйста, обратную связь — интересны ли вам тексты про подобные доработки? Или, может, не стоит и время на это тратить, допилить втихую под себя рабочий инструмент и ездить...
На текущий момент «рыжая» сменила водителя (можно сказать, по просьбам трудящихся) и регион обитания, но про это (а также про ТО-75 000) я расскажу вам в следующей записи.
Алексей Antropoff