Всего через 18 дней после покупки Дромомобиль пересекал государственную границу России. Этот факт вполне позволяет надеяться на то, что наш XRAY оказался первым «Икс-Рэем» в истории, побывавшим за рубежом в частном порядке. Точнее говоря, в Финляндии. По крайней мере, ни на одном из двух пропускных таможенных пунктов такого «диковинного зверя» еще не видывали и удивление выказывали неподдельное. Но к поездке нам еще нужно было подготовиться — купить зимние шины так называемого «европейского» образца и застраховать машину по каско. И если с «резиной» никаких проблем не возникло, то со страховкой начались чудеса...
«Переобув» на зиму нашу Весту в нешипованные шины Bridgestone Blizzak VRX, мы до сих пор не можем отделаться от мысли, что именно из-за них «блондинка» столь нервно ведет себя в колее. Поэтому в случае с XRAY не стали особо экономить. Но и покупать «премиальные» Nokian или Continental тоже не хотелось. Причем, на сей раз решили поэкспериментировать с «шипами». Вполне логично, что выбор пал на не очень дорогие, выпускаемые в России Michelin X-Ice North 3. Они почти всегда попадают в Топ-5 различных шинных тестов и отличаются хорошим балансом. На данный момент Хрэй «пробежал» на этих шинах по самым разнообразным покрытиям уже более 5000 км, и претензий к ним действительно никаких.
Напомним, что с 2012 года в Скандинавии действуют специальные требования для шипованных шин, ограничивающие количество шипов на метр окружности 50 штуками. Естественно, что «наши» Michelin этим требованиям удовлетворяют. Нешумные на асфальте, они достаточно цепкие на льду, а развитые «грунтозацепы» позволяют уверенно грести в снегу или по грязи. Прямую на скоростях до 130–140 км/ч «мишки» держат отлично, как и удары от ям, а вот при перестроениях и в поворотах все же ощущается большая, чем хотелось бы, податливость. Тем не менее, по соотношению цена/качество или комфорт/управляемость/проходимость X-Ice North 3 представляются очень неплохим вариантом. Интересно будет взглянуть еще и на состояние шипов при обратной «переобувке»: визуально пока и с этим тоже все нормально.
Радость от обладания такими шинами была почти тут же омрачена попытками оформить на XRAY каско. Казалось бы, простейшая из процедур в современном мире, да еще и столь выгодная для страховых компаний. Все началось с того, что в одном из отделений «РЕСО-гарантия» за полис каско нам «объявили» цену около 150 000 рублей! Нужно, конечно, понимать, что полис — «открытый», то есть без ограничений по количеству водителей, их стажу и возрасту, но... 150 000 рублей! При этом «нарисовалась» еще одна проблема: собственник автомобиля — иркутянин, автомобиль стоит на учете в Краснодаре, а застраховать его мы хотим в Москве!
Дром традиционно страхует автомобили в надежных и крупных компаниях, поэтому я сел обзванивать московские представительства «страховых» с рейтингом А++. В этот список попали: «Альфа-страхование», ВСК, «Ресо-гарантия», «Ренессанс страхование», «Росгосстрах», «Капитал Страхование», «Уралсиб», «Согласие», «Ингосстрах» и «Жасо». Как правило, услышав историю «происхождения» нашего Икс-Рэя со всеми его краснодарско-иркутскими заморочками, на другом конце провода на некоторое время впадали в ступор, а потом либо переводили меня на «специалиста», либо начинали придумывать целый ряд каких-то не очень понятных простому гражданину одной большой страны условий.
Так, например, «Альфа-страхование» отказалась «закасковать» в Москве автомобиль с краснодарским учетом, предложив сделать это в столице Кубани. В ВСК попросили временную регистрацию в Москве владельца. То же самое требовал «Ингосстрах» с тем исключением, что временную регистрацию можно было заменить на документы, подтверждающие обслуживание XRAY у одного из московских дилеров. Какое обслуживание, если автомобиль только что приехал из Краснодара с пробегом всего 2000 км? «Росгосстрах» сообщил, что в «таких сложных ситуациях» нужно индивидуальное согласование в течение пяти дней. В «Уралсибе» попросили генеральную доверенность. «Жасо», специализирующаяся на страховании транспортных средств РЖД или их работников, попросту отказала. При этом только в двух компаниях мне согласились приблизительно-предварительно высчитать стоимость полиса. И в этот момент я понял, что не продвинулся ни на шаг: озвученные суммы были выше даже 160 000 рублей!
Но, как говорится, не имей сто рублей, а имей сто друзей. Перебрав несколько своих знакомых, у которых «тоже есть знакомый» в той или иной компании, я уже было хотел идти к невропатологу. Потому что даже в частной беседе эти люди не могли уложить в своих головах три, на их взгляд, не сочетающиеся вещи — «Иркутск, Краснодар, Москва». Стало уже казаться, что Краснодар — это другой континент, а Иркутск и подавно — иная галактика. На третий день поисков таки нашлась одна замечательная чудесная барышня, которая любезно согласилась избежать некоторых формальностей и при предоставлении стандартного комплекта документов (копия паспорта владельца, ПТС, СТС) застраховать наш XRAY, да еще и со своей персональной скидкой! Уж не знаю, сколько «жалует» своим сотрудникам компания «Ресо», но в итоге полис каско без ограничений на год обошелся в 101 609 рублей. Да, конечно, сумма тоже немалая, но учитывая коэффициент 2,8 (за «неограниченность») и вспоминая суммы, озвученные ранее, мы были рады и этому.
Памятуя о том, что XRAY в скором будущем планирует пересекать границу, там же, в «Ресо», мы оформили и «грин кард» на минимальный срок — две недели — за 2700 рублей. Учитывая тот факт, что на этот вид страхования нам тоже предоставили «дружескую» скидку, можно утверждать, что с осени стоимость такого полиса выросла минимум в два раза. Но как бы то ни было, теперь Икс-Рэй был полностью «упакован» для своего пока самого длинного путешествия.
Еще перед выездом обнаружились некоторые... нет, не проблемы даже, а мелкие «косячки». Начнем, опять же, с того самого тесного педального узла. Его «компактность», как оказалось, в большей степени вызвана топорщащимся ковролином на центральном тоннеле. При детальном осмотре выяснилось, что одна из пластиковых клипс не держит, а отформованное покрытие немного превосходит необходимые для плотного прилегания размеры. Казалось бы, пустяковый вопрос, но решить его каким-то простым путем мы так и не смогли. Прикручивать ковролин саморезом не решились — правая подошва цепляла бы за него все время. Резать, чтобы «сдуть пузырь», тоже не стали: решили попробовать рассказать об этой проблеме на первом ТО.
Левый «дворник» начал оставлять небольшой след на лобовом стекле прямо перед глазами водителя. Сама «щетка» была несчетное количество раз осмотрена и визуально не имела никаких повреждений. Выяснилось также, что у икс-рэевских «дворников» весьма странный замок, и хорошая новая щетка (длина — 65 см) будет стоить около 2000 рублей. На время финско-питерского пробега оставили все как есть. Сразу можно сказать, что дефектная зона при очистке стекла увеличилась не сильно, но зато «резинки» спустя 5000 км пробега стали издавать ужасный скрип. Чувствую российского поставщика...
Одним морозным утром перед отъездом «на холодную» всем своим разнофактурным пластиком затрещал салон. После десятиминутного прогрева звуки исчезли и при повышении средней температуры забортного воздуха до 0° ... –2° больше никак себя не проявляли. Боюсь, что с основательной проверкой придется теперь уже ждать следующей зимы.
Помимо относительных холодов на долю XRAY перед отъездом выпало и изрядное количество водно-грязевых процедур. О том, как выглядели подмосковные федеральные трассы (в частности, Киевское шоссе) в начале марта, вы можете узнать, посмотрев это короткое видео.
В таких «мокрых» условиях очень важна хорошая циркуляция воздуха в салоне, вентиляция и правильная работа климат-контроля. Во-первых, Х-Рэй не всегда включает кондиционер в автоматическом режиме «климата» (в отличие от того же Sandero Stepway), а это уже залог ухудшения видимости в плохую погоду. Но даже при принудительно включенном кондиционере и вентиляторе на третьей скорости окна в XRAY запотевают на ходу. Возможно, дело всего лишь в измененных (по сравнению с Сандеро) воздуховодах. Но как бы то ни было, переходить в режим максимального обдува приходится частенько. И тут возникает еще один вопрос: зачем эта функция продублирована включением подогрева лобового стекла? Далеко не всегда есть нужда в использовании подогрева одновременно с максимальным «ветродуем».
Все эти мелочи выяснились еще до пробега, маршрут которого был таков: Москва — Санкт-Петербург — Брусничное/Нуйямаа — Лахти — Хельсинки — Ловииса — Порво — Котка — Ваалимаа/Торфяновка — Санкт-Петербург — Москва. На круг вышло 2731 км со средней скоростью 60,8 км/ч и средним расходом топлива 9,4 л/100 км, и к финишу общий пробег нашего XRAY составил 5972 км. В качестве эксперимента мы решили обойтись без мытья машины на всем протяжении нашего путешествия в столь слякотную погоду. Интересно, что автомобиль становился тем чище, чем дальше проникал на территорию Финляндии. Ну а потом мы наблюдали и обратный эффект.
Проблема, которая казалась серьезной еще до поездки, — короткая подушка водительского сиденья и не очень удобная вертикальная посадка. Вспоминая 300–400-километровые вояжи по Подмосковью с недомоганиями в спине, я даже не рассчитывал, что почти 750 км до Питера дадутся в один присест. Вопрос решился благодаря специфической настройке педали сцепления — «схватывает» оно очень далеко от пола, что позволило мне еще немного отодвинуть кресло назад. Ноги вытянулись, спина расслабилась, и теперь я уже точно не буду ругать эти простенькие сиденья — свои деньги они отрабатывают «на пять».
До города на Неве я домчался ровно за семь часов со средней скоростью 102,8 км/ч. Автомобиль абсолютно стабильно себя ведет на скоростях до 130–135 км/ч. Выше — начинает слегка плавать на прямой (не забываем про зимние шины). Но и 140–150 км/ч на хорошей дороге при желании держать вполне можно, если не устанете от воя мотора на 4000 об/мин, довольно сильного внешнего шума и все возрастающего расхода топлива. Если на дозволенных ПДД скоростях около 110 км/ч Lada с ниссановским двигателем вполне укладывается в 8–9 литров, то на 130–140 км/ч бортовой компьютер запросто может показать 12–13, а то и 14 л на «сотню».
Сразу пару слов об особенностях заправки Икс-Рея: если хотите залить полный бак, не доверяйте это дело заправщикам. Дело в том, что пистолет в бензобаке XRAY отстреливает очень рано. Однажды после «отстрела» мне удалось долить еще целых семь литров! Результатом чего стала курьезная история: я заправил ровно 50 л топлива, при том что на остатке я еще точно мог проехать 20–30 км, а максимальная емкость бака по официальным ТТХ составляет как раз 50 л. По этому поводу мы даже написали письмо на «АвтоВАЗ». Ответ был простым: дескать, пара литров вполне может затеряться в трубках и магистралях. Но нам все же кажется, что емкость бензобака XRAY немного занижена.
Между двумя столицами
Немного, пожалуй, стоит рассказать о пресловутой трассе Москва – Санкт-Петербург. Во-первых, там введены два платных участка — Москва — Солнечногорск и объезд Вышнего Волочка. На первом из них оплата дифференцирована в зависимости от времени суток — 150 рублей ночью или 400 днем. Обойти Вышний Волочек по новой «ветке» М11 всегда будет стоить одинаково — 200 рублей. Во-вторых, вся дорога в целом стала выглядеть гораздо лучше и проезжается без особых усилий. Откровенно плохой кусок — в районе Твери, где продолжается активный ремонт. За улучшение дорожной инфраструктуры водителям предлагают, так сказать, расплатиться штрафами с камер фотовидеофиксации нарушений, которые нынче на «ленинградке» висят чуть ли не на каждом столбе. От всех не смогли увернуться и мы: несколько штрафов таки привезли. Еще одно фото — тот самый любопытный чек с заправки, ровно на 50 л.
В дальней дороге обычно начинаешь замечать те мелочи, на которые при коротких перегонах вовсе не обращаешь внимания. Посетую на отсутствие подлокотника между сиденьями. Дверной же — очень жесткий, на локте синяк появляется уже после 500–600 км. Всю дорогу я ехал в перчатках, потому что ни «пластиковый» руль, ни грубый шов на рычаге коробки передач не способствуют возникновению приятных тактильных ощущений.
Отдельное слово — о фарах. В кромешной темноте дорог Ленинградской области или финской глубинки не покидало ощущение недостаточной мощности освещения. Причем не хватает как ближнего, так и дальнего света. На скорости выше 100–110 км/ч ехать приходится буквально на ощупь. Некомфортно. Еще одно замечание — низкая чувствительность датчика света. Ближний свет включается совсем уже в сумерках, и к тому же датчик не «завязан» на работу с сенсором дождя: даже в проливной ливень могут работать только ходовые огни. Это не совсем правильно и небезопасно. Ну а при обратном пересечении границы, когда за два часа навалило около 15 см снега, обнаружилось, что у Икс-Рэя «потеет» левая фара, что говорит о ее негерметичности.
Всплыли определенные «проблемы» со стеклоочистителями. Для начала выяснилось, что даже в не очень крутых поворотах «вода» в бачке омывателя отливает и побрызгать на стекло у вас не получится. Удивительный эффект родом из прошлого века. Ну а чуть позже нашлась и позитивная новость: для однократного взмаха «дворников» (а мы считали, что такого режима не предусмотрено) вполне можно использовать короткое нажатие «на себя»: омыватель не успевает сработать и щетки делают тот самый однократный взмах! Хинт! Кстати, его могут брать на вооружение и владельцы многих моделей Renault.
Несколько дней в Ленинградской области дались Икс-Рэю нелегко. Питерские дороги — традиционно хорошая проверка для подвески любого автомобиля. Ну а нам только этого и надо! Трамвайные рельсы, огромные выбоины, вмятые на 10 см колеи, загородные гравийки и «зимники» — все это кроссовер от Lada проглотил, лишь едва ухмыльнувшись своей наглой мордашкой. Забегая вперед, можно сказать, что и по окончании путешествия подвеска находится в абсолютной форме — никаких стуков или ударов нет и в помине, несмотря на то что пару раз я пропускал очень серьезные ямы.
В России мы вместе с XRAY не переставали отбиваться от желающих узнать о кроссовере побольше. На каждой остановке, у любого магазина, на заправках, во дворах — везде находилась горстка любопытствующих. Но самый ожесточенный интерес проявили таможенники пропускного пункта Брусничное/Нуйямаа. На Икс-Рэй они вышли смотреть всей сменой, рассматривали, спрашивали. В первый раз у меня на таможне открывали капот и багажник, чтобы изучить сам автомобиль, а не справиться о «наркотиках и оружии». Один офицер еще долго преследовал меня, задавая самые разные вопросы про Дром и XRAY, пока я не скрылся по ту сторону стоек паспортного контроля.
Переход границы Россия — Финляндия — Россия
Для въезда на территорию Финляндии мы использовали переход Брусничное/Нуйямаа, который находится немного севернее «основного» (прямо на Хельсинки) перехода Ваалимаа/Торфяновка. Если вас не смущает крюк в 50 км, да еще и путь лежит, например, через Лахти, то именно он идеален для пересечения границы: народу минимум, предусмотрены комфортные отапливаемые помещения для паспортного контроля, вся процедура заняла у нас менее часа. Обратно переходили границу в Ваалимаа/Торфяновке, да еще и в последний выходной день для россиян. Результат — 2,5–3 часа простоя (к тому же на российской стороне отсутствуют помещения для ожидания — стоят банальные древние будки). Необходимые для пересечения границы на автомобиле документы: СТС, заграничный паспорт, водительское удостоверение, страховка ОСАГО и «грин кард».
В Финляндии XRAY не только сразу стал очищаться от «нашей родной» грязи, но еще и предсказуемо сбросил расход топлива до европейских 8,2–8,5 литров, учитывая специфический «законопослушный» режим движения — 110 км/ч по автобану, 50 км/ч в городах. Финнов новый кроссовер из России абсолютно не заинтересовал: уж слишком разномастный у них автопарк, удивить чем-либо сложно. Поэтому я отдыхал от внимания окружающих, а Икс-Рэй — от куда более худших российских дорог. Единственной заботой для автомобиля в Финляндии оказались погодные условия: то наледь, образующаяся при температуре около нуля, то снег, мгновенно превращающийся в кашу. Именно из этого мы и сделали озвученный ранее вывод, что Michelin X-Ice North очень неплох в данных дисциплинах.
Парковка в Финляндии
Финляндия — одна из самых жестких стран в смысле парковки. Не говоря уж о Хельсинки, где час парковки в центре обойдется в четыре евро, и даже в таких скромных городах, как Порво или Ловииса, почти за все места нужно платить. Конечно, мы нашли в столице Финляндии бесплатный паркинг недалеко от центра города, но количество мест на нем сильно ограничено, нам просто повезло. Не стоит забывать также о том, что на знаках обозначено разное время в различные дни недели (в воскресенье, как правило, бесплатно), а даже бесплатный паркинг может иметь ограничения по времени и для остановки под такими знаками нужно иметь специальные парковочные часы. А оплатить парковку через паркомат в Хельсинки вряд ли удастся тем россиянам, у которых трехзначный региональный код. На фото чека вы видите, как мне при оплате и вводе данных пришлось ограничиться регионом «23» вместо «123».
Обратный путь через пропускной пункт «Торфяновка» оказался не столь стремительным, как дорога туда. Срок ожидания на таможне составил около трех часов, а за это время успело навалить такое количество снега, что первые 50–70 км от границы в сторону Питера засыпало очень основательно. Скорость движения на шоссе — около 70–75 км/ч максимум, для обгона нужно набрать хотя бы 100 км/ч и «перешагнуть» через пару глубоких переметов из влажного тяжелого снега. Вот тот момент, когда мы снова недобрым словом вспомнили о неотключаемой ESP. Чтобы форсировать эти самые переметы, просто необходимо иметь хороший ход и возможность небольшой пробуксовки, а в нашем случае XRAY вдруг начинал терять тягу на самом «гребне». Это — медвежья услуга, которая делает каждый обгон в столь тяжелых условиях похожим на лотерею: вытянет — не вытянет? Сколько раз мне приходилось униженно уползать обратно в свой ряд, оставшись без газа на «встречке». «АвтоВАЗ», мы просим — даже требуем! — сделать специальную кнопку отключения ESP или хотя бы противобуксовочной системы. Это жизненно необходимо!
Еще один «косячок» я, каюсь, спровоцировал сам. При движении по такой снежно-мокрой дороге обнаружилось, что у Икс-Рэя подмокают тормоза и первое нажатие не всегда оказывается столь же эффективным. Поэтому я стал порой немного притормаживать, не снимая правую ногу с газа, чтобы просушить колодки, не теряя темпа. Тут стоит сказать, что настройка привода педали тормоза в XRAY весьма специфична: свободный ход — большой, до половины, а потом сразу начинается активная рабочая фаза. Несколько раз продавив тормоз наполовину при ровном газе, я поймал странный эффект: автомобиль клевал носом и еще некоторое время после отпускания педали тормоза продолжал замедляться. А на одной из таких «просушек» на приборной панели загорелся Check Engine, и мотор перестал набирать мощность. Налицо какая-то программная ошибка, не позволяющая одновременно работать двумя педалями. Понятно, что ситуация нестандартная, но все равно с этим вопросом мы уже обратились на завод, ждем разъяснения.
В данный момент на одометре нашего Lada XRAY уже больше 7500 км. Радужно, что за все это время, при столь длинных пробегах по самым разным дорогам и моем отнюдь не экономичном стиле вождения, Х-Рей не дает поводов усомниться в своей надежности. Признаюсь, отправляясь на этом кроссовере в Финляндию, я даже немного волновался: не привык русский человек к неломающимся «русским» автомобилям. Так и хотелось взять с собой трос, автономную печку, набор инструмента и сухой паек. Удержался. И не зря — XRAY пока не подводит и даже не намекает на такую возможность. Конечно, мелкие «косячки» есть, как и некоторые конструктивные недостатки, но со всем этим вполне можно жить. Поживем и мы еще немного вместе с Икс-Рэем. Понаблюдаем за первым российским кроссовером.
С уважением, шеф-редактор Drom.ru Дмитрий Кротов