Тук-тук-тук... Хрюк-хрюк-хрюк... Вот такие звуки стал издавать XRAY при пробеге около 10 000 км почти при каждом старте с места и полной остановке. Виновником этого странного «щелканья» явно было что-то в передней подвеске. Вот и нашелся повод для визита в сервисный центр. Ну а мы пока «переобуем» наш Дромомобиль, чтобы сразу после ремонта произвести замеры динамики в летних условиях.
На зимних шинах XRAY «заехал» далеко в апрель, когда Москва уже давно избавилась от снега. Снова выпишу комплимент «резине» Michelin X-Ice North 3: даже при сильно плюсовых температурах (+15-17°С) она ведет себя очень прилично, не «плавится» на асфальте, не плывет, а малое количество шипов почти не издает привычного лязганья.
Напомним, что на «лето» у нас был припасен комплект шин Pirelli Cinturato P1 Verde, в которые Lada была «обута» на конвейере и на которых приехала из Краснодара в Москву после покупки. «Переобувка» прошла в штатном режиме, без каких-то проблем или замечаний. И с минимальном количеством «грузиков», что, безусловно, делает честь литым дискам российского производства — за зиму они вовсе не стали «кривыми». Помнится, «родные» диски на моей Фиесте уже на первой замене шин показывали по 100 грамм дисбаланса.
Несмотря на хорошие впечатления от зимнего Michelin, радости от смены «резины» не было предела. Все сразу стало намного острее, четче, быстрее, а главное — тише: наконец-то я смогу расслышать на высоких скоростях мотор! Впрочем, «зеленые» (Verde) шины Pirelli совсем уж тихими не назовешь. Низкий уровень dB (децибел) — не их конек; они «заточены» в первую очередь под экономичность. Забегая вперед, скажу, что никакой экономии я не ощутил: XRAY летом стал наоборот расходовать на «десятку» больше — около 9,7 л на 100 км. Впрочем, удивляться этому не стоит. Стиль и условия моего движения по-прежнему предполагают высокие скорости на шоссе, а также более частое использование пониженных передач для уверенных обгонов, что вкупе с кондиционером, работающим на повышенной мощности, и обусловило эту «прибавку». При езде в рамках 100-110 км/ч Х-Рэй все так же можно «уложить» в восемь литров на «сотню».
Но гораздо более интересны метаморфозы, произошедшие в поведении XRAY. На прямой автомобиль стал ожидаемо более стабильным, но пустота в «нуле» не исчезла, а из асфальтовой колеи Lada по-прежнему норовит выскочить. По-другому стал вести себя XRAY и в поворотах. Кроссовер стал намного устойчивее, на руле появилось больше «информации». На таком уже можно и позажигать, тем более что к тормозам претензий нет. Но, вместе с тем, очевиднее и глубже стали крены. Если зимой их глубина несколько нивелировалась уводами мягких шин и низким уровнем сцепления, то сейчас, посуху, Икс-Рэй начал довольно глубоко кланяться при каждом повороте, разгоне или торможении. Особенно тяжело даются знакопеременные смены курса — змейки, переставки — автомобиль начинает раскачиваться и проявлять задержки в реакциях.
При активном прохождении виражей можно ощутить как будто три этапа: сначала вы поворачиваете руль, потом подвеска выбирает свои ходы, и лишь потом вы чувствуете, как уперлось наружное переднее колесо. В этом «упоре» XRAY очень надежен: на стандартных развязках-«бабочках» мне удавалось развить скорость около 95-100 км/ч. Отличная цепкость, которую косвенно подтверждают наши замеры боковых ускорений. На сброс газа Lada реагирует вяло, без заноса задней оси, а при переборе со скоростью и малейшем начале скольжения передней оси в дело вступает неотключаемая ESP. С одной стороны, ее вмешательство не позволяет чувствовать автомобиль и продолжать им управлять в легком сносе, потому что система надолго обрубает тягу. С другой, ESP со своей задачей справляется, и автомобиль-таки заныривает в поворот, хотя уже и с гораздо меньшей скоростью.
В том, что касается плавности хода и энергоемкости подвески, XRAY продолжает удивлять. По ямам почти любого калибра можно нестись, не сбавляя скорости, а в загруженном состоянии кроссовер еще и перестает подпрыгивать на неровностях. Класс! Настоящий российский вариант от «французов»: мы проверили, на «стойках» — клеймо Renault. Но, видимо, эта вседозволенность и стала причиной столь скорого возникновения стука. Даже не стука, а какого-то своеобразного похрюкивания при каждом старте с места внатяг и при каждой остановке. Как будто что-то щелкало или похрустывало в районе правого переднего колеса. «Линки» стабилизатора, как и на Вестах? ШРУС? Или верхний опорный подшипник? Да что тут гадать, записываемся на сервис!
Ближайшим к дому дилером, которому дано право обслуживать XRAY, оказался уже знакомый нам по Весте «Техинком» на 47 км МКАД. Записать нас согласились на четвертый день после обращения — не так уж и долго, но очередь все же есть.
Я специально приехал на час раньше, с самого утра, чтобы осмотреться и последить за работой. Не очень просторный, но чистый и аккуратный двухэтажный шоу-рум, на стене — табло с сегодняшними заказами (в них, кстати, ни единого XRAY, кроме нашего). Уже в 8 часов утра за конторками оказалось двое мастеров-приемщиков, готовых принять автомобиль (запись тоже с 8 утра, я был зарегистрирован на 9:00). Составляем акт, и, после небольшой пробной поездки с мастером, уже в 8:45 автомобиль отправился на мойку и в ремзону.
Помимо хруста в подвеске я также пожаловался на вылетевшую клипсу правого переднего брызговика (видимо, потерялась на одном из московских бордюров, которые XRAY с клиренсом 195 мм при полной загрузке щелкает, как семечки), а также на тесноту правой ноги, обусловленную торчащим ковролином, о чем мы писали в предыдущем материале. Машину забрали, а я отправился гулять на ближайшие два-три часа. Ну, по крайней мере, я рассчитывал на два-три часа. Ведь чего нельзя только сделать с подвеской за это время, не так ли?
Не отдали мне автомобиль ни через два, ни через три часа, ни даже в этот же день. Заинтриговал? Я сам был заинтригован: что можно делать с машиной столько времени? Напомним, что по всем проблемам с новыми моделями (Vesta и XRAY) мастера обязаны консультироваться с АвтоВАЗом. Процедура такова: дилер описывает суть проблемы и высылает фото возможно поврежденных узлов. Так, в нашем случае мастер показал мне фотографию тормозного диска со странным на его взгляд износом, упомянув о «недавнем случае с болтающейся скобой суппорта». На мой взгляд, выглядело все это сомнительно, но, как бы то ни было, Х-Рэй пришлось оставить до завтра. Об этом моменте, безусловно, стоит помнить всем владельцам Вест и XRAY: даже пустяковый ремонт ваших автомобилей может затянуться на сутки, а то и более.
В 15:00 следующего дня мне сообщили, что XRAY в порядке, можно забирать. Начнем с малого. Клипсу, крепящую брызговик, вставили, а вот выпирающий коврик на центральном тоннеле победить не смогли. Мастер сказал мне, что простой установкой клипсы это не вылечить. Более того, он сообщил, что во всех новых автомобилях дилера присутствует подобный дефект. Видимо, форма покрытия была выбрана неверно, отсюда и результат. Что ж, теперь точно придется пробовать организовать большую свободу для правой ноги своими силами. Расскажем в следующем посте.
Но вам, наверное, интересно узнать, что же было с подвеской. И моему интересу не было предела: в чем проблема этого автомобиля, уже давно, по сути, состоявшегося под именами Logan или Sandero, которые слывут вполне неубиваемыми? Зря мы грешили на XRAY. Мастер сообщил мне, что звук исчез после... банальной протяжки ходовой части! Сейчас на одометре Lada уже почти 13 000 км, и возобновления этого «хруста» не происходит. Это говорит о двух вещах. Во-первых, учитывая мое довольно жесткое отношение к автомобилю, он, похоже, унаследовал от своих «доноров» хорошую выносливость. Ну, а во-вторых, это говорит о том, что... Х-Рею при покупке, видимо, все же необходима протяжка, в отличие от той же Весты. Это лишний раз доказывает тот факт, что после этой процедуры XRAY стал еще более собранным и тихим.
Замеры Drom.ru и... launch-control для XRAY!
При замерах динамики выяснилась одна любопытная особенность: у Lada XRAY есть launch-control (контроль старта). Шутка, конечно, но, по сути, это он и есть. Когда вы выжимаете сцепление при старте с первой передачи и давите газ в пол (не отпуская левую педаль), электроника ограничивает обороты на 3300 об/мин. Не знаю уж, зачем такие настройки, но старт с этих оборотов, действительно, самый эффективный! Я пробовал «обмануть систему» и врубал «первую», предварительно раскрутив мотор до 4000-4300 об/мин, но никакого эффекта, кроме пробуксовки, это не дало. Неужто и впрямь ланч-контрол?
Разгон до 100 км/ч — 10,9 сек.
Разгон до 60 км/ч — 5,2 сек.
Уровень бокового ускорения — 0,86g
Уровень продольного ускорения при разгоне — 0,52g
Уровень продольного ускорения при торможении — 1,11g
Условия замеров: температура +15°С, сухой асфальт, солнечно
На этом все приключения с нашим «кроссовером» закончились, и после замеров динамики и ускорений XRAY уже успел совершить марш-бросок в Кострому (около 900 км в обе стороны). Он был знаменателен тем, что Икс-Рэй впервые приветствовал на своем борту молодую семью с грудным ребенком, что позволило оценить его вместимость и в таких любопытных условиях.
Подмосковье — Кострома
Дорогу из Москвы в Кострому я знаю, как свои пять пальцев: часто мотаюсь туда к школьному другу. Почти 400 км от дома до дома я на этот раз, утром выходного дня, преодолел приблизительно за 3 часа и 40-45 минут со средней скоростью 102,8 км/ч и средним расходом топлива 9,7 л на 100 км. Трасса сильно «похорошела» и расширилась в районе Мытищ и Ивантеевки, объездная вокруг Сергиева Посада теперь имеет ограничение 110 км/ч. По-прежнему сложным остается участок от Нового до Шалаево — много участков с одной полосой движения. Ну и кусок от Ярославля до Костромы, несмотря на выборочный ремонт, не становится сильно лучше, а вот количество камер в Костромской области выросло за последний год многократно. В самой Костроме дороги найти сложно: ремонта не было уже много лет. Это было еще одно отличное испытание для XRAY. Он прожевал и выплюнул, даже не поморщился.
Если вы решите взять с собой коляску, то о больших сумках или чемоданах можно забыть. Даже в варианте «мама-папа-младенец» остаются свободными только небольшие щели в багажнике и переднее правое кресло. Чтобы убрать коляску в багажник, ее нужно разобрать и сложить, причем придется убрать фальшпол, чтобы увеличить объем. И куда девать этот «аэродром», спрашивается? Только оставлять дома или в гараже. Детский «экипаж» занимает почти все полезное пространство до шторки, место, как я и говорил, остается только для пары кейсов. На заднем «темном» (отдельного плафона освещения нет) ряду располагаются детское кресло и мама (предусмотрено два крепления Isofix). Конечно, при желании туда можно втиснуть еще одного пассажира или багаж, но в дальней дороге такой вариант немыслим. Вот и выходит, что незанятым остается только переднее сиденье, что, в целом, делает XRAY непригодным для длинных путешествий в подобном составе.
Итак, под колесами XRAY уже почти 13 000 км, зима и, можно сказать, лето, поэтому вполне можно сделать некоторые «хозяйственные» выводы. Главное преимущество Икс-Рея перед той же Вестой — это дорожный просвет и скошенные свесы. И в городе, и на природе — это очень большие плюсы. XRAY, действительно, высок, на нем не боишься постоянно что-то цепануть. Подвеска терпит все и пока, как мы видим, «молчит». Мотор честно отрабатывает свои 110 сил, коробка передач «коротковата», но привыкнуть можно. Если не крутить двигатель выше 3500 об/мин и не превышать скорость в 110 км/ч, то XRAY окажется еще и весьма экономичным. Теперь, немного о том, что не нравится. Каждый раз, когда кто-то садится назад, мне его жалко — очень тесно. Летом стали больше заметны крены и клевки, а ESP снова мешает, теперь уже в поворотах. Ну и шума даже на летних шинах намного меньше не стало — нынче солирует мотор. Ну а в целом, пока все по плану. Готовимся к ТО-1, а Х-Рей еще ожидают легкие внедорожные испытания и очередной дальнобой.
С уважением ко всем, Дмитрий Кротов.
P.S. Уже после сдачи этого материала в «печать» наш XRAY стал вновь обнаруживать легкие признаки недомогания. На «холодную» или под полным газом появились едва заметные провалы по оборотам. Совсем небольшие. Возможно, загрязнилась дроссельная заслонка или свечи, а может быть... Если ничего не случится ранее, то узнаем уже во время ТО-1, до которого осталась всего пара тысяч километров.