Долгосрочный тест-драйв так называемого «кроссовера» Лада Х-рей у нас проходил в овощном режиме. После покупки, первых проверок и перегона по России автомобиль осел на маршруте дом — работа и почти с него не вылазил. Можно сказать, ему повезло. Вот только рано или поздно сказке наступает конец, и беззаботная жизнь у XRAY резко оборвалась, когда мне, дураку, пришла в голову идея поехать на нем к вершине горы Туманная — туда, куда даже на Патриоте в апреле заехать не получилось...
Поездка сразу не задалась: у самого подножья уперлись в нормальную такую грязевую лужу. Перед путешествием я предусмотрительно узнал, как выключить ESP у Хрея, но это не помогло: лужа оказалась слишком велика.
Тут бы развернуться и уехать, но увы: главный штурман поездки нашел объездной путь, преграда осталась позади, и мы продолжили восхождение (то есть возъезжание).
Первая часть пути по относительно пологим дорогам далась просто. Напуганные на старте, мы тыкали палкой в каждую лужу, но все они были с твердым каменным дном, поэтому преодолевались без проблем.
Чуть позднее началась задница: крутые каменные подъемы. И чем дальше в гору, тем больше становились булыжники и круче уклон: стало остро не хватать клиренса и полного привода. Некоторые каменные преграды можно было преодолеть лишь на хорошем разгоне, высадив пассажиров, а иногда и этого не хватало — собратьям-туристам приходилось толкать Хрея в гору. Выглядело все вот так:
Тут бы развернуться... Но сдаваться не хотелось, и с каждым пройденным поворотом горного серпантина желание доехать до победного конца только возрастало — ведь уже столько преград позади. В итоге все же добрались до цели, затратив на это чуть меньше времени, чем если пошли бы пешком... На высоте «гражданских» машин уровня Лада Хрей мы не обнаружили. Нашим соседом был вот такой Крузер:
Стоит отметить, что до самой вершины на автомобиле мы не добрались, потому что дороги до нее нет, есть только каменная тропа. В основном по ней ходят пешком, иногда на мотоциклах класса эндуро или квадроциклах. Среди автомобилей пробраться до верхней точки способны только небольшие джипы класса Suzuki Jimny, и один из таких мы встретили:
Переночевав в лесу, стали собираться в обратный путь. Дорога ничего хорошего не предвещала...
Спускаться, конечно, было проще, но на свежую голову все эти удары камнями по днищу воспринимались еще более болезненно. К тому же практически сразу об острый камень порвали левое ведущее колесо. Настроение упало на ноль.
Выехав на асфальт, начали считать потери. Вмятины на порогах, частично оторванная пластиковая защита на днище, мелкие царапины от веток — казалось бы, легко отделались... На самом деле не легко: на проверке в сервисе «Дром Ассист» обнаружили деформацию подрамника и балки. Я сам не заметил негативных последствий этих повреждений, а вот Андрей Astra, который отправился на Хрее из Владивостока в Краснодар, был очень недоволен изменившимися ходовыми качествами автомобиля. Ему слово.
Михаил (pifus)
---
И снова здравствуйте! Волею судеб мне вновь выпала возможность прокатиться на уже не новой новинке российского автопрома, LADA X-Ray, и на этот раз маршрут был несколько длиннее, чем при первом знакомстве с этим автомобилем во время его перегона на Восток. Помню, как прошлым летом я впервые сел за руль Икса и помчался на Алтай, помню, как мне понравилась острота руля (в отличие от Весты), приемистость, казалось бы, слабого для такого автомобиля двигателя, как преодолевал грунтовки и повороты... В общем, в тот момент Икс меня впечатлил и, несмотря на недоработки по салону, в целом мне понравился. С этой мыслью я прилетел в замечательный и солнечный город Владивосток.
Да, конечно, я уже был наслышан о приключениях Икса, когда он попытался выступить в роли настоящего внедорожника и потягаться с джипами на бездорожье, успешно порвал колесо о камень и что-то там помял/поломал под днищем. Но когда я добрался до стоянки, передо мной предстал чистый и с виду живой автомобиль, обутый в почти новые (всего 3000 км пробега) шины Hankook Winter I*Cept IZ.
Позже я присмотрелся к нему поближе.
Обнаружились ссадины, царапины и отсутствующие из-за его нелегкой жизни части. Ну а кому сейчас легко? В общем, ничего критичного, мотор урчит, колеса крутятся, руль вращается. В тот же день решил покататься по Владивостоку, была солнечная суббота, я поехал в новый океанариум на остров Русский. Понравилось там, сделано все очень здорово, а нерпы-выбражули, они словно люди, все понимают и играют на публику, как настоящие артисты! Кто еще не был — обязательно сходите! Ну а что Икс? Нет, не могу его узнать... Где та собранность и отличная рулежка? Мотор как-то вяло разгоняется, автомобиль расхлябанно стоит на дороге, особенно ощущается на кочках, норовит при подпрыгивании сдвинуться куда-то в сторону. На хорошей дороге вроде и едет быстро, и вроде даже ровно, но что-то не то. Смотрим статистику расходов Икса: ага, заправляется последнее время только 92-м бензином. Да, конечно, он разрешен как минимальный, но, позвольте, все-таки современные двигатели и алгоритмы работы фазовращателей и топливных карт с выборкой опережения зажигания заточены под 95-й бензин, а 92-й допускают как минимальный. Не может Икс с ходу на пятой передаче обгонять, даже на четвертой в горку тяжеловато, только крутить приходится двигатель, чтобы Икс ехал. Хорошо, может быть, я просто отвык от него и сравниваю со своим турбовым Рапидом, который едет всегда и когда надо. Но почему на дороге машина ведет себя как кисель? Желе, зефир, конфитюр, холодец... какие слова я ни подбирал, не мог найти этому объяснение, решил, что, возможно, это из-за зимней, более мягкой резины, ведь на Алтай он ездил на летних колесах от Pirelli. Причину я нашел в Новосибирске, но об этом далее, а сейчас — старт первого этапа. Перегон я разделил на две части, первая — доехать до Новосибирска и выйти на работу, а через три недели взять вторую половину отпуска и на неделю уехать в Краснодар.
Раннее воскресное утро, отличная погода и золотая осень — нет ничего прекраснее для дороги, впереди каких-то 6000 км до Новосибирска. Чуть не забыл сказать, единственная поломка в Иксе, которая обозначалась при получении, — не горела лампа ближнего света слева, поэтому в ближайшем автомагазине я купил лампу Koito H7 и благополучно установил, теперь ночи не страшны, а я любитель покататься именно ночью. Да и темнеет нынче уже рано, больше половины суток проходят без солнечного света. Дороги во Владивостоке и в целом по Приморскому краю ровные, колейности нет от слова совсем, не ездят они на шипах. С грустью вспоминаю родной, изрезанный в колеи Новосибирск... Ну да ладно, пока шипы будут, будут и колеи в городах, куда деваться. Зато когда выпадает снег, во Владивостоке радостно становится не всем, правда, почему-то из года в год на одних и тех же горках.
Первая заправка, поселок Кировский. Без тени сомнения заправляю Аи-95, пусть «мозги» автомобиля начинают адаптироваться к нормальному бензину, посмотрим, как это отразится на динамике.
Цель первого дня пути — доехать до Биробиджана и там заночевать, к Хабаровску подошел к вечеру, когда стемнело, меня там встретил Слава (ave-90) и провел по «воображаемой» объездной Хабаровска. По-другому ее сложно назвать, но какими-то огородами мы выбрались прямо к мосту! Спасибо Славе за помощь!
За мостом жуткий замес — ДТП, перекрыта одна полоса на въезд в город, образовалась огромная пробка. Прошел то место, далее до Биробиджана отличная дорога, хоть боком катись. У Икса, надо сказать, появилась приемистость и он довольно бодро поехал... боком. Но тогда еще я не очень понимал драматичность этого момента, едет же, и ладно! В Биробиджане Алексей (iFreeman) не пропускает ни один Дромомобиль, и на сей раз был рад нашей встрече и общению, конечно, немного покатались по ночному спящему городу, где в 11 вечера уже не работает ни одно кафе!
Утро встретило солнцем, мне очень повезло с погодой, солнце было почти всю дорогу, лишь под конец пути скрылось за тучки.
Проезжая стелу Москва — Владивосток, я вспомнил, что в Углегорске строится новый космодром «Восточный», почему бы и не прокатиться до комплекса, любопытно взглянуть, хоть издалека. Дорога на космодром новая, шлагбаум в одном месте был просто открыт и я спокойно проехал, хотя въезды в сам городок строго через КПП. До стартового комплекса дорога ровная и ни одной машины — можно проверить, на что способен Икс. Удалось разогнаться до 160 км/ч, честно говоря, страшновато немного, не могу понять, но нет уверенности в Иксе на такой скорости, я вцепился в руль. Доехал до КПП, дальше только грунтовка вдоль забора, решил не ехать.
Затем вернулся на трассу и «встал на дальняк», это у меня такое выражение, когда впереди расстояние, которое не преодолеть за один световой день, в то время как обычные поездки в течение дня на расстояния до 1000 км — это как прогулка за хлебом, только чуть подольше. Отрезок Биробиджан — Чита я решил преодолеть за один присест, с небольшой ночевкой прямо в машине, чтобы не терять время на поиски гостиниц и т.д. Доеду до Читы, там и высплюсь нормально. Удалось доехать аккурат до границы Забайкалья, там на парковке для отдыха и заночевал. Периодически просыпался от холода, включал мотор и согревался. На следующий день ближе к обеду я приехал в Читу и остановился в гостинице «Ковчег». Теперь вот что еще хочу сказать про климат-контроль Икса. За это время мне не удалось его понять и подстроиться под него. Нет, это не климат-контроль, это непонятно что. Мои ожидания от климата — выставил температуру и забыл. Но этот случай не для вас, если у вас ИксРэй... Или не для меня, я, наверное, слишком много от него хочу. Когда ставлю температуру на HI, печка жарит от души, хоть на улице под ночь доходило до -11, в салоне было жарко — значит печка может греть! Следующий вниз уровень — +26. Ставлю и что я вижу — начинает дуть холодом! Точнее, идет вроде теплый воздух, но его не хватает, начинаю подмерзать, в итоге полдороги так и ехал, то HI, то +26. Днем, конечно, проще, солнце пригревает и можно делать любую температуру ниже, чем HI, будет тепло. Потом догадался сделать так — выставлю HI и выключаю вентилятор, воздух заходит сам и его хватает, чтобы было тепло. Если же становилось жарко, я пользовался задним правым стеклоподъемником — просто открывал на проветривание. Таким образом, роль «климата» на себя взял стеклоподъемник! А «контролем» был я... Что примечательно, в Ладе Весте, когда ездил по северам, была точно такая же картина, только там было честно сказано — климат-контроля нет, но я также постоянно переключал то HI, то на ступеньку вниз...
Переход Чита — Иркутск небольшой, около 1050 км, и дался за один день: выехав в 6 утра из Читы, в пол-одиннадцатого вечера я уже был на месте.
В Забайкальском крае взялись за ремонт дорог и много где уже привели их в нормативное состояние, равно как и в Бурятии, хотя, конечно, встречаются еще участки, где конь не валялся, но их становится все меньше и они в планах на реконструкцию или капитальный ремонт. Восточный подъезд к Улан-Удэ активно реконструируют и спрямляют. А вдоль Байкала уже есть участки, где фуры несутся под 120, и я их не могу догнать. Точнее, могу, но не особо хочу. Култукский перевал Икс прошел на одном дыхании, я был очень удивлен и рад, как «мозги» окончательно адаптировались к нормальному бензину — местами в горки Икс спокойно заходил на пятой передаче, не сбавляя темп. Местами казалось — а не обнаглел ли я? В Иркутске я три дня побыл у родственников. Однажды утром проверил уровень масла — четко посередине. Во Владивостоке уровень был почти на максимуме.
Три почему-то хмурых дня снова сменились солнечными и позвали меня в дорогу, которую уже знаешь с закрытыми глазами — где какой участок, где ремонт и т. д.
В первый день дошел до Красноярска, встретился со знаменитым на весь Дром X-Ray-водом Евгением (Leopard), который в разделе отзывов Дрома активно ведет бортжурнал этого автомобиля, да и знаю я его очень давно, со времен нашей «Хонда-Ортия-банды». Он поделился, как нужно бороться с климат-контролем, а я в очередной раз убедился: наш человек всегда найдет выход из любой ситуации, просто нужно нащупать слабое место противника и ударить посильнее! «Климат» будет повержен и начнет слушаться! Нет? Ну я же старался...
Время — одиннадцатый час, надо ехать, пока «едется». Дошел до Ачинска, заправился на «Газпромнефти» Аи-95 GDrive, еду себе дальше, ничего, как говорится, не предвещало... Что-то спать хочется — не вопрос, есть отличные «карманы» для отдыха, заезжаю и отрубаюсь почти до утра. Снова проснулся от того, что замерзли ноги, а мне в теплой куртке от Дрома тепло. Я просто сплю с выключенным мотором, однако на улице не май, и это дает о себе знать. Умываюсь, шестой час утра, выезжаю. Боготол прошел — смотрю, сыровато, за бортом +1 и даже 0. Тяжинский район — мокрая дорога, луны нет, видимо, тучи. Еду дальше. И тут понимаю, что или я ловлю глюки, или меня кто-то просто берет и двигает. Что это? Я вцепился за руль и ищу привидение или полтергейст. Может, я просто сплю, и это мне снится? Дорога новая, ровная идеально (в Кузбассе на стыке с Краем дорогу сделали совсем недавно!), а меня просто кто-то сдвигает на встречку. Причем иногда это ощущается так, словно перед поехал, но в основном как будто кто-то пинает по задним колесам и меня боком кидает. Смотрю температуру — минус 1. Появились звезды. И тут до меня доходит, что я попал в тыловую область циклона, который пролил дождь, а ночью на дороге вода превратилась в лед — где тонкий слой, она вымерзла, где потолще — во льду появились проплешины. Хорошо, я понял, что таскает меня на льду, но почему вбок? Помню, на летней резине я попадал на лед, но чтобы это понять, нужно было или попытаться затормозить, или совершить как-то маневр, чтобы убедиться, что «держака» нет. А при линейном движении по ровной дороге без ускорений гололедица не должна сказываться никак, во всяком случае так думает мой мозг. В общем, какое-то время я ехал буквально боком, пока, наконец, асфальт снова не стал сухим. От этих приключений я даже окончательно проснулся и доехал в конечную точку первого этапа — до дома в Новосибирске.
На следующий день, придя на работу, начали рассуждать, почему машину так кидает на проплешинах льда, и решили проверить схождение. Действительно, если схождение не нулевое, то при попадании одного из колес на лед второе колесо может начать смещать автомобиль с траектории в соответствии со своим углом установки, и чем больше угол и/или скорость, тем сильнее будет сдвиг, что я и наблюдал. Чтобы адекватно ловить машину, пришлось со 100 км/ч уходить на 70-80. На следующий день загнали Икса на проверку УУК. И первым делом я обратил внимание на балку — она замята назад и в нескольких местах загнута. Думается, что Икс словил под днищем камень (и не раз), и из-за низкого расположения балки просто всем весом уперся ею в камень и погнул. Соответственно, выгнутая назад балка дает отрицательное схождение, что и было подтверждено измерениями.
Правое заднее колесо чуть больше, чем левое, смотрело вовнутрь, от этого зад сильнее швыряло на встречку, хотя бывало и наоборот — в другую сторону.
Естественно, задняя ось не регулируется, проблема решается заменой балки, вряд ли ее можно исправить (цикл «снимать — гнуть — ставить — проверять — снимать — еще гнуть — ставить — проверять» выглядит как-то нереально), мы вывели в ноль только перед.
Итак, раскрылась тайна расхлябанности и желейной походки нашего Икса, теперь я знаю и буду готов реагировать на поведение автомобиля в гололедицу. С одной стороны, я выдохнул, ведь полдороги ругал наш автопром за создание этого недоразумения, которым управлять порой не то что некомфортно, а даже опасно, а оказалось, что проблема не в автопроме, а в наездниках ))
5 ноября, в Сибири до сих пор нет снега, белые мухи не считаются снегом, я выехал на второй этап перегона. Предварительно добавил около 400 мл масла до максимальной отметки и двинул на Омск. Дорога была сухая. И вот в Чановском районе пошел снег, температура упала до -1, началась гололедица, скорость со 100 опять упала до 80-ти, но и на 80-ти машину просто мотало по синусоиде, рулем приходилось постоянно отрабатывать сдвиги задней оси. Местами скорость падала до 60-ти, обгонять было просто нереально. После каждого обгона приходилось ловить машину, вцепившись в руль, было ощущение, что если бы я курил, то после каждого такого обгона останавливался бы на обочине и закуривал дрожащей рукой. Потом я окончательно забросил эту идею с обгонами и плелся в потоке за такими же тихоходами, как и я. После границы с Омской областью начало теплеть, сперва 0, потом и вовсе +1. Лед превратился в кашу, и Икс наконец-то почувствовал уверенность. Вы думаете, что виновата корейская «липучка» и она не держит лед? Нет, хорошо держит, разгоняется и отлично тормозит, пробовал. Но вот боковой снос почти не держит, нет поперечных ламелей, поэтому так легко машину и кидает той стороной, которая умудряется за что-то зацепиться.
За Омском снова стало сухо, и хотя температура ушла в минус, причем сильный, машина шла ровно. До Ишима дошел с обычной скоростью без проблем, в городе же снова пришлось ловить Хрэя, пока не доехал до гостиницы.
Второй день перегона я вновь запланировал, как я это называю, «сходить на дальняк», доехать до Саратовской области, где меня ждали родственники. Цели ночевать где-то по пути не было, Икс станет моим пристанищем, а Урал я пройду ночью, чтобы с проблемной балкой не стать никому помехой и самому держать темп, не особо тормозя. В Челябинске встретил меня Алексей Antropoff, у него я сделал передышку и немного покемарил. А еще мы покатались на Иксе по тем местам, где Алексей привычно ездит на Весте или Октавии — для сравнения, насколько Икс с кривой балкой себя неадекватно ведет, думаю, он в комментариях к этому тексту выскажется сам. Он заметил и прочувствовал разницу в прямом смысле. Хорошо, поймали Икса, я даже не успел испугаться...
Итак, 12-й час ночи, я еду через Урал. До Миасса было сухо, затем пошли первый, второй, третий перевалы... Чем дальше, тем сильнее снег, опять все белое, температура отрицательная, но Икс едет довольно ровно, хоть и не гоню, но тем не менее сказывается то, что асфальт сухой и снег ложится и поднимается с сухого асфальта. Удается даже опережать некоторые фуры на подъеме и без затруднений возвращаться в свою полосу. Обогрев лобового стекла, несомненно, вещь полезная, но ночью он играет недобрую шутку. Не раз путал легковой автомобиль с фурой, так как нити обогрева дают блики в свете фар. Причем получается, что от легковой машины фары переотражаются в «этажерку», и думаешь, там идет грузовой автомобиль с подсветкой верхней части кабины, однако при подъезде ближе «этажерка» складывается и мимо тебя проносится легковой автомобиль. В общем, этот момент напрягает, приходится всматриваться, двигать головой, чтобы определить, блики это или действительно свет. Я привык ездить без обогрева лобового стекла, тогда таких бликов нет, все четко и однозначно. Думаю, в будущем или возьму лобовое стекло с пленочным обогревом, или вообще без него.
В Усть-Катаве заправился до полного бака и далее за Симом стало снова более-менее сухо, снега нет, попадаешь немного в другую погоду. Она влажнее, туман почти всю дорогу до Самарской области А еще много камер, экипажей в Башкирии, но я им был неинтересен. Перед Самарой распогодилось. Дороги активно реконструируются, ремонтируются и в целом показались приличными.
В Самарской области около Сызрани у одного из кафе, как обычно, обхожу автомобиль, формальная проверка, все ли на месте, колеса стоят и т. д. И вдруг бросаю взгляд на протектор заднего колеса — а его почти нет. Передний при этом выглядит как новый.
Характер износа говорит сам за себя — неправильное схождение. С таким схождением и накат хуже. Так вот почему я всю дорогу не мог добиться расхода ниже 6 литров, хотя на Алтае втроем расход вышел 5,7 литра, при этом мы не стеснялись ехать местами быстро и по участкам с гравийкой и хорошими подъемами. Увы, по приезде в Краснодар измерения остаточного протектора показали, что слева 3,5 мм, а у правого вообще 3 мм осталось. Если помните, то для зимних колес предельное значение протектора 4 мм, хотя на своих Бриджах VRX я ездил чуть ли не до 2 мм остатка, и при этом она еще работала! Спереди протектор был не менее 7 мм.
К вечеру я приехал к родне в Хвалынск, где меня ждала банька и домашняя еда! Утром открылся замечательный вид на Волгу, а точнее, Саратовское водохранилище, уж очень широка Волга здесь.
Традиционно для себя практически в каждой дальней поездке я подмешиваю в маршрут «огороды», в этот раз мне нужно было проехать через Ростов-на-Дону, где ждал товарищ из нашего Шкода-клуба, поэтому дорогу проложил хитро, не по магистралям, а от Саратова до Ростова два участка «огородами», первый срезать через Урюпинск и Калач, второй «накрутить» через Гуково и Новошахтинск, чтобы удобно было заехать сразу на западную часть города, минуя пробки на ремонте М4 у Грушевской, и просто отдохнуть от потока фур, подышать осенними полями, где вовсю шла уборка подсолнечника на масло.
Макс, владелец синего Рапида, провел меня по городу и вывел на выезд к строящемуся южному подходу к Ростову, который открыли к будущему чемпионату мира-2018 года по футболу. Там же недалеко и стадион строится, он был еще не открыт и мы «щемились» через объезды.
Вечерело, оставался финальный бросок до цели, М4 в этом месте будет платная, но пункт сбора средств еще не готов, поэтому проезжаем его бесплатно, на подъезде к Краснодару тепличный комплекс вкупе с облачностью создает потрясающую картину.
На следующее утро я отправился в краснодарский «Дром Ассист» сдавать машину и провел там целый день.
Пока Икс мылся в соседнем боксе, я общался с ребятами из «Дром Ассиста». Мне понравился подход, грамотность и отзывчивость при работе с клиентом. Набор инструментов, техника и диагностическое оборудование на уровне. Даже сам поучаствовал в диагностике одной из машин, посмотрели параметры работы ДВС, в том числе и нашего Икса. Чистота в зоне осмотра потрясающая, хотя, конечно, снега еще нет и пыли особо. У нас в Сибири если машина заедет, то куски льда и грязи из нее выпадают по всей ремзоне. Благодаря «Дром Ассисту» действительно можно получить картину о состоянии автомобиля, особенно детально по кузову, следам ДТП и ремонтов, а также работе агрегатов. Конечно, никто не даст гарантию, да это и невозможно, что вот мотор сейчас работает и он не сломается через, скажем, 10 000 км. Если хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Как мы видим, даже покупка новой машины — лотерея.
Подведем итоги. Проехал я ровно 11 000 км с учетом трех недель в Новосибирске. Средний расход бензина вышел чуть более 6 литров, что, думаю, неплохо. Понравился мотор, для 1.6 он действительно неплохой, в сочетании с механикой, считаю, его достаточно. Конечно, кривая балка немного подпортила удовольствие, но в этом нет вины машины. Я окончательно убедился, что в целом автомобиль оказался достойным — со своими недостатками, вернее, нюансами, но при определенной любви к нему к ним можно подстроиться или просто простить. Но, черт возьми, почему педальный узел такой узкий! Перенос ноги (в кроссовке) с педали газа на тормоз — целый квест! В конце концов, нет ничего идеального, любой автомобиль — это компромисс каких-то параметров.
Спасибо, что дочитали, желаю всем ровных дорог, безопасных скоростей и полного бака вашему автомобилю!
Андрей (Astra)
На этом посте блог Лада Х-рей завершается. Автомобиль будет продан с аукциона в ближайшую пятницу 1 декабря, купить его может любой желающий. Смотрите описание лота.