«Самое долгожданное и зрелищное мероприятие для автопроизводителей, профессионалов и поклонников автомобилей», — так описывает открывшийся вчера Московский международный автомобильный салон официальный сайт события, который также называет шоу «главным национальным выставочным мероприятием автомобильной тематики».
Пока согласимся с этой формулировкой, не станем никого обижать. Но действительность несколько иная. На прошлом, шестом по счету ММАС 2016 года мы удивились весьма скромному количеству участников и составу «хедлайнеров» мероприятия — тогда бренды мирового масштаба обошли мероприятие стороной. И раньше было непросто, но чтобы так... Было похоже на досадное недоразумение, все хотели верить, что в следующий-то раз получится по-другому. Лучшее, как мы знаем, конечно, впереди.
Второе подряд попадание в такую же ситуацию явно говорит о тенденции. В этот раз хоть сколько-нибудь значимые экспозиции были у Renault, «АвтоВАЗа» и нового бренда Aurus. Надо понимать, что «Аурус» это скорее демонстрация достижений и престижа страны — большая часть простых смертных из числа россиян машины этой марки смогут видеть лишь на экранах.
Весь проект Aurus, с одной стороны, радует тем, что в России завелся высокотехнологичный автомобильный бренд для обеспеченных людей. С другой стороны — все это великолепие предназначено для узкого круга или «верхушки», которая и так не понаслышке знакома с премиум-продукцией производства самых разных стран. Ничего не напоминает?
Мы, конечно, гордимся, но «за того парня». Aurus — высшая ступень пищевой цепи. Нужно трезво оценивать свое положение, делать это лучше на стенде «АвтоВАЗа».
Там нас ждет X-Face. Это дизайнерская концепция, которая к настоящему времени заняла почти весь модельный ряд Lada. Хороша эта идея или нет — вопрос субъективный. Но узнаваемое лицо у продукции современного «АвтоВАЗа» точно сформировалось и нелестных сравнений с прошлым российского завода все меньше.
Концепт новой «Нивы» под названием Lada 4x4 Vision — это шанс показать преемственность бренда в выгодном свете. Современный дизайн марки дополнили узнаваемыми штрихами классического вазовского внедорожника, который, к слову, никуда не делся и выпускается до сих пор. Наши комментаторы по большей части сошлись во мнении, что дизайнеры «перемудрили» с внешностью машины — в ней многовато кроссоверного бахвальства и мало искренности, за которую так любят «Ниву» и прощают ей весьма преклонный технологический возраст.
Пестрые и разномастные Весты (Cross, Sport — вот это все) и обновленные Гранты — будущее большинства платежеспособных россиян, которые вообще могут позволить себе новый автомобиль из салона. Возможно, это печально, но факт остается фактом.
Если деньги водятся, то вас очень ждут в KIA и Hyundai. Тут действительно широкий выбор автомобилей, который охватывает почти все востребованные сегменты: кроссоверы разного «калибра» (Santa Fe, Tucson и Sportage), хэтчбеки (Ceed), седаны (Cerato) и даже небольшой универсал (Ceed SW) и спортивный седан с несколькими конфигурациями (Stinger). При этом ни одной действительно новой машины в экспозиции нет — все уже показали где-то еще и даже успели запустить на рынок РФ.
Renault решил «сделать красиво» при небольшом бюджете (но цифр мы пока не знаем, да и вряд ли нам когда-нибудь скажут правду) и показал концептуальный кроссовер-купе Arkana. Хотя бы за одну внешность автомобиль вполне имеет шансы на успех при правильной ценовой политике. Бюджет россиян в значительной степени рассчитан на решение первостепенных потребностей и сильный разрыв в цене относительно более утилитарных кроссоверов почти гарантирует выбор в пользу последних.
Как и в прошлом году, от откровенной беды спасли китайские автопроизводители. Именно они заняли эфир ММАС в той степени, чтобы выставка не выглядела откровенно пустой. По нашей информации, заполнению пространства также помогли клубы доработанных автомобилей, которым предложили поучаствовать в шоу бесплатно в последний момент (!), лишь бы не было пробелов.
Также пригласили завод «Азермаш» с иранскими седанами компании IKCO. Сертификации и ЭРА-ГЛОНАСС у этих машин нет, на стенде признают, что приехали «просто поучаствовать».
Внушительные стенды довольно неплохо зарекомендовавших себя на рынке РФ марок Lifan, Geely и Haval были дополнены экспозициями новичков JAC и GAC. К слову, если написание этих брендов не видеть, то на слух их разделить друг от друга будет сложновато.
Добавим, что Haval недавно построил на свои деньги завод в Тульской области, и планы на площадку у компании самые серьезные. Впрочем, мы скорее ожидаем, что российский завод станет плацдармом для атаки на рынки Европы и Ближнего Востока — там факт «европейской» сборки важен, а россияне что-то не ломятся за внедорожниками Haval. Впрочем, все может измениться — цены у марки местами демократичные.
Что касается Болека и Лелека... то есть GAC и JAC: первый из двух брендов также собирается покорять сердца россиян разнообразными, но похожими друг на друга кроссоверами, а второй (в дополнение к тем же самым кроссоверам) намерен продавать электрокар и пикап сборки Казахстана. Давайте просто пожелаем им удачи.
В общем, полки ломятся от... однообразия и пустоты. Московский автосалон — ближайшее будущее автомобильного рынка РФ в миниатюре. Мы готовимся выбирать между недорогими машинами от нескольких наиболее бойких брендов, которые максимально унифицируют все, что возможно. За пестрой картинкой и разнообразием расцветок, клиренсов и объемов багажника скрываются проверенные платформы, которые на 110% изучены и окупаемы в производстве. Никаких авантюр и экспериментов, лишь строгий расчет на скромный автомобильный рынок РФ.
Только ленивый не говорил о колоссальном разрыве между бедными и богатыми в Российской Федерации, но нынешний автосалон — лишь очередное тому подтверждение. Так, на одной половине поля находятся бюджетные Лады для массового покупателя и корейские марки для клиентов с достатком повыше.
Причем из рекламных роликов на стенде «АвтоВАЗа» складывается ощущение, что компания пытается ассоциировать свою продукцию с успешными молодыми людьми, которые выбрали Ладу сознательно. Однако сами машины по мировым меркам по-прежнему скромны и выбирают их, к сожалению, преимущественно из-за столь же скромного и безальтернативного бюджета. Дай людям больше денег — они уйдут искать автомобили тех классов, которые в модельном ряду Lada не представлены.
С другой стороны, мы видим роскошный Aurus, который находится еще выше традиционных премиум-брендов, которые, ко всему прочему, тоже решили не ехать на ММАС, поскольку давно перешли на прямую модель продаж. Их клиенты вряд ли будут заметно представлены среди посетителей выставки.
Пара российских марок Aurus и Lada неплохо подводят итог мероприятия. Между этими брендами лежит огромная пропасть, которую заполнить в силу экономических реалий попросту нечем. Постоянное сокращение модельного ряда, уход автомобильных брендов из России и появление новых моделей на старых платформах явно указывает, что реальный выбор для рядового покупателя и дальше будет сокращаться. Отсюда попытка замаскировать «отсутствие присутствия» новыми машинами на старый лад. Много оберток, конфета одна. Да и конфета ли?
Но отказаться от Московского автосалона тоже нельзя — это статусное и международное мероприятие, проведение которого связано с вопросом национального престижа, что отмечено на главной странице ММАС в интернете. Вероятнее всего, наши многочисленные восточные партнеры будут занимать все большее пространство на выставке и ориентироваться шоу со временем будет именно на них. Насколько качественным будет это заполнение? Узнаем через два года.
Бонус-трек: лучшие девушки Московского автосалона 2018
Доставайте ваши лайки :-)
— А можно всех посмотреть?
— Можно! Вот фотоальбом, где в два с лишним раза больше фото.
Не пропустите остальные материалы выставки: мы рассказываем много интересного о том, что ждет нас на дорогах России в грядущие годы стабильности.
Обязательно к прочтению: «Интервью с создателями Aurus: главный конструктор, шеф-дизайнер и ведущий IT-разработчик (+много фото)».