Две электрические ГАЗели Next, составлявшие скромную экспозицию Группы ГАЗ, — не столько электромобили, сколько беспилотники. Они демонстрируют, каким маршрутом нижегородские инженеры идут в счастливое беспилотное завтра.
Машина благородно-малахитового цвета создана по «дорогой» концепции, в ней датчиками системы автономного управления служат радар и лидар (оптический радар).
Настройка таких систем в мире уже более-менее отработана, и ГАЗовцы испытали этот вариант, получив неплохие результаты. Только вот стоимость компонентов выходит весьма высокой. Поэтому ГАЗ параллельно работает над концептуально другим беспилотником, «дешёвым», воплощённым в тёмно-золотистой машине.
Здесь датчиками для системы автономного вождения служат видеокамеры, которым помогают простейшие ультразвуковые сенсоры (фактически, парктроники) «по кругу». Камер на этой ГАЗели много, не только спереди, но и по бортам стоят отдельные стереопары. А на крыше виднеется антенна сверхточного GPS-приёмника (точность позиционирования с коррекцией — несколько сантиметров). С точки зрения сложности и стоимости аппаратуры этот вариант предпочтительнее, но предъявляет больше требований к алгоритмике беспилотности.
Как рассказал нам директор проекта Михаил Иванов, эта ГАЗель испытана и в зимних условиях, на полузанесённых дорогах, без разметки и чётко очерченных обочин. Правда, добавил он, в машине стояли дополнительные датчики — тепловизор, лидар... Насколько машина справится с зимней дорогой средствами исключительно машинного зрения — вопрос открытый. Но в грядущем конкурсе беспилотников «Зимняя дорога» ГАЗ намерен приять участие.
А почему «полубеспилотники»? Потому что на первой выставочной машине все датчики демонтированы и она, по сути, обычный электромобиль. Зачем её в таком виде привезли на выставку — не очень понятно. Вероятно, чтобы заявить о продолжении работ над электрическими версиями. Кстати, ГАЗ педалирует тот факт, что электромобили проектируются собственными силами, без участия московской фирмы Спецавтоинжиниринг (которая, напомним, сделала первую сертифицированную электроГАЗель). Золотистая машина даже компоновочно отличается от варианта Спецавтоинжиниринга.
А реечное управление с электроприводом, применённое на обеих показанных машинах, ГАЗовцы позаимствовали у Bosch.