Редакционный Renault Kaptur в последнее время редко балует нас информационными поводами. Начало осени он провел в отпуске — побывал в Грузии и Армении, но интересных рассказов от водителей не привез: «Все было хорошо, автомобиль не подвел». Потом наш кроссовер снова впрягся в непростую редакционную работу развозной «лошадки» и за короткое время прибавил на одометре еще несколько тысяч километров в командировке по городам Южного федерального округа — Ростов, Шахты, Воронеж, Волгоград, Саратов, Астрахань, Прохладный, Пятигорск с возвращением в Краснодар. И все это — с приличным грузом в салоне.
Мы постоянно поругиваем Каптур за его флегматичный характер и ленивую динамику. Но вот что интересно: даже после загрузки почти на сотню килограммов больше, чем регламентирует производитель, особой разницы в динамике и скоростных качествах мы не увидели. Полные груза багажник и салон сказались только на посадке «кормы»:
Кстати, в предыдущем посте наш друг Иван рассказывал о пробое заднего левого колеса невесть откуда попавшим на дорогу дюбелем. Спустя всего три недели история нашла продолжение. Очередным утром в Краснодаре мы обнаружили Каптур с полуспущенным задним левым колесом. Наскоро подкачав его, поехали на мойку, где и увидели «шоу мыльных пузырей»:
Вначале подумали, что «удачно» поймали еще один дюбель. Однако быстро выяснилось, что воздух травит из-под... ремонтного «грибка». В шиномонтаже наше предположение подтвердили и «обрадовали» тем, что в этот раз виноват жесткий металлический корд, который порвал наложенную поверх «жгутика» с внутренней стороны покрышки заплатку. Там же, к слову, обнаружилась еще одна почти отвалившаяся латка. В итоге решили, что ремонтировать это колесо нецелесообразно, а с учетом общего износа передней пары постановили — заменить два колеса на новые.
На шиномонтаже нас, кстати, знатно потроллили: в ответ на мысли вслух о том, где же искать шины нужных параметров, мастер с улыбкой посоветовал — так ищите на База_Дром_точка_Ру... ))
Тем временем подходил срок очередного ТО, положенного при пробеге 90 000 км. Пришлось озадачиваться вопросом его проведения, не зная точного времени и места, так как командировка не была ограничена какими-то жесткими сроками. Зато мы заранее знали, что в рамках этого ТО необходимо менять ремень ГРМ. Стали обзванивать официальных дилеров в Воронеже, Саратове и Волгограде. И все бы ничего, да только ни в одном из них по телефону нас не предупредили о необходимости замены ремня. Каждый раз приходилось самим уточнять этот аспект, после чего озвучивалась новая — естественно, более весомая — сумма за все работы. В результате, не имея точного графика движения, на всякий случай записались на ТО сразу в двух официальных ДЦ — в Саратове и Волгограде. Однако спустя несколько часов — видимо, после передачи менеджером информации о записи, — нам перезвонил мастер из саратовского ДЦ и поинтересовался — не розыгрыш ли это? Его явно смутили соотношение возраста (немногим больше года) и пробега (под 90 тысяч) нашего автомобиля.
В итоге ТО проходили в Волгограде. Туда мы приехали накануне вечером — около 19 часов. Сразу решили отогнать машину к дилеру, что не обошлось без очередных недопониманий: в ДЦ в это время готовились к какой-то планерке и заранее брать машину не хотели. Пришлось уговаривать и объяснять, что по сути ведь все равно, когда они примут у нас автомобиль для завтрашнего ТО: завтра с утра или сегодня вечером. Слава богу, договорились быстро: машину помыли и сразу отогнали в зону технического осмотра.
В ДЦ, к слову, не стали возражать не только по поводу нашего желания нахождения в техзоне, наблюдения за работами и их фотографирования, но и фотофиксации оборудования СТО.
По прайсу ТО должно было «встать» нам в 39 тысяч с копейками. Однако в честь недавнего 25-летия волгоградского ДЦ Renault нам сделали скидку на аналогичный процент, и в итоге за все мы заплатили 27 595 рублей 35 копеек. На самом деле даже со скидкой — немало. Многие ли владельцы Каптуров будут проходить шестое по счету ТО (именно оно приходится на пробег в 90 тысяч) у официалов с такими-то ценниками? И многие ли при этом станут менять ремень ГРМ, тем более что о необходимости его замены менеджеры могут и не сообщить?
Ну а теперь мы передаем слово коллеге, продюсеру и организатору наших МоторШоу Игорю Верхозину.
Каптур появлялся в моей жизни дважды, и оба раза — как первый снег осенью: удивительно и неожиданно. Первый раз в конце лета в Краснодаре, когда накануне выяснилось, что мне надо забрать авто у предыдущего тестера и спустя сутки передать коллеге Алексею Степанову. Так случилось мимолетное (буквально пара десятков км) знакомство. Второй раз дело было глубокой осенью в Пятигорске — столь же неожиданно выяснилось, что нужно забрать кроссовер в городе Прохладном (100 км) и на следующий день перегнать в Москву (1600 км). В столице кроссовер был под моим началом две недели, с учетом поездки в Санкт-Петербург общий пробег получился без малого 4000 км. Хорошая дистанция, чтобы взвешенно оценить все плюсы и минусы авто.
В Прохладном совершили «обряд чейнджа»: отдал черную Весту на АМТ (она пошла на продажу с аукциона Drom.ru), получил взамен Kaptur на «автомате». Первое впечатление (после 15 000 км и четырех месяцев на Весте) — высоко сижу, далеко гляжу, сам как в танке. По большому счету Каптур можно отнести к той же потребительской нише, что и Весту — условный «эконом плюс», но только среди кроссоверов. С одной стороны, современный и полноценный автомобиль, с другой (при сколько-нибудь глубоком погружении) — сгусток технологических компромиссов и бюджетных решений. Древний двигатель, архаичный «автомат», дешевый (обычно я стараюсь употреблять слово недорогой, но так будет точнее) пластик салона при ярком дизайне и богатом оснащении — все во имя того, чтобы «быть как все», но за меньшие деньги. Переплата в два раза по сравнению с Вестой здесь идет «за кроссоверность» — смотрю на многих сверху вниз, ощущаю себя большим и важным, могу заехать далеко и взять с собой много, а в городе на любой бордюр запрыгну играючи.
Каптур создан для внешнего эффекта, это — «Duster в прикиде». Технологическая основа (платформа, двигатель, трансмиссия) одна, но если не погружаться в тему глубоко, рядовым потребителем воспринимается как машина рангом выше. Kaptur выглядит современно, даже по-пижонски, чисто внешне производит впечатление респектабельного (в отличие от простоватого Duster) автомобиля. Попробуем угадать цену? Загадываю полтора миллиона. И ошибаюсь на 300 000 — сегодня за такой (хорошо укомплектованный, в версии Style cо 143-сильным 2,0-литровым двигателем и полным приводом) дилеры просят 1 194 990 руб. Собственно, и нам полтора года назад он обошелся за те же деньги (но с навязанными опциями), следовательно, «прайсовая» цена подросла на 50 000 руб. Duster в сопоставимой комплектации обойдется на 200 000 дешевле. По нынешним временам — нормальная плата за антураж и внешний эффект, ведь зачастую (возьмем тот же рынок смартфонов) люди готовы переплачивать за «имидж» в разы.
Износостойкость Kaptur — как у любой породистой иномарки. В отличие от Весты, здесь при «профсоюзном» пробеге под 100 000 км ничего не бренчит, не гремит, автомобиль не дергается при переключении передач и не «пускается вскачь» на скорости от 90 км/ч. Вообще ничего криминального, за исключением нефиксирующегося подлокотника. Минус в эргономике по сравнению с Вестой — расположение экрана медиасистемы: у Весты он вынесен вверх консоли, а здесь находится ниже — так, что приходится смотреть вниз, отрывая взгляд от дороги. Впрочем, не принципиально, штатная навигация без отображения пробок — прошлый век, гораздо удобнее пользоваться смартфонами, искусственный интеллект которых подсказывает лучший выбор пути с учетом текущей дорожной ситуации.
На следующий день стартуем из Пятигорска в 6:00, планируя при хорошем раскладе доехать до Москвы «одним плечом». Получилось: около полуночи финишируем в столице. Расстояние — 1600 км, средняя скорость около 90 км/ч, усталости, болей в суставах нет. Неплохо!
М4 вообще считаю самой скоростной трассой в России, пусть и с нюансами. На участке Р-517 от Пятигорска до сочленения с М-4 в районе станицы Павловской в Краснодарском крае (380 км) тормозишь на проезде через Невинномысск и Кропоткин (здесь вообще можно встрять надолго), за ним — «медленный» участок, забитый фурами. Динамика у Каптура повеселее, чем у Весты, но необходимая дистанция для обгона длинномеров если и меньше, то ненамного. Так что на загруженных «двухполосках» — снова как в засаде: подолгу плетешься на хвосте, выжидая момент для удачной «атаки» и провожая завистливым взглядом более динамичные авто.
Соединившись в Краснодарском крае с М-4, далее дорога летит до самой Москвы (1200 км), за исключением пробок на объездной Ростова-на-Дону (в районе Аксая) и затора (часа на три) в деревне Лосево Воронежской области. Здесь заканчивается строительство очередного платного участка М-4, а пока выстраиваются огромные пробки из-за организованного реверсивного движения. Не знаю, получилось бы это сделать на Весте, но здесь удалось прочувствовать преимущество кроссовера — объехали проблемный участок по сети грунтовых местных дорог, даже не включая полный привод.
Топливная составляющая автомобиля сделана бестолково, и это напрягает. Бак и без того небольшой, да еще из-за отвратительной информативности системы на одной заправке удавалось проезжать в среднем 420 км (от 370 до 470). Для сравнения, на Весте, бывало, и по 1000 км на одной заправке проходили. По дороге из Пятигорска в Москву пришлось заправиться четыре (!) раза, притом что получил авто заправленным (на Весте в такой ситуации обошлись бы одним, максимум двумя «пит-стопами»).
«Топливный вопрос» реально «выносит мозг» водителю. Последний показатель «остаточного пробега» на панели приборов — 60 км, после этого загораются «нули» (на моем личном Рапиде обратный отсчет идет до 5 км) и моментально тают две остаточные риски запаса топлива (напомню, что для корректности фиксации среднего расхода топлива дромоводители должны ездить «в ноль»). Паника, ведь трасса — не город, АЗС может не быть несколько десятков томительных километров! Но даже если «на нулях» после этого проехал километров 50, в бак входят какие-то жалкие 45 литров. Мои коллеги, знакомые с коварным нравом инженеров Renault, заправляли и более 50 (рекорд — 52 литра, собственно, столько и значится в технических характеристиках). Несложные расчеты говорят: приборы показывают полное топливное истощение, когда в баке остается 12 литров, то есть почти четверть запаса!
В Москве пришлось заниматься личными хозяйственными хлопотами, в том числе отправкой многочисленных пожитков (три поколения людей!) в другой регион. И тут Kaptur показал все прелести кузова «кроссовер», легко заглатывая десяток сумок-«шанхаек» вперемешку с чемоданами времен середины XX века.
Скрасила всю эту «бытовуху» экспресс-поездка в Санкт-Петербург в исследовательских целях: захотелось посмотреть, в каком состоянии находится очередной «проект века» — супермагистраль Москва — Санкт-Петербург (о которой пару лет назад очень много говорилось, да как-то в последнее время все стихло). Напомню, обещали, что новая скоростная дорога с индексом М-11 на всем протяжении будет запущена до чемпионата мира по футболу, то есть к началу лета-2018. Разрешенная скорость — 130 км/ч, на сайте Росавтодора заявляется, что расчетная скорость — 150 км/ч. Такими темпами между двумя столицами можно будет проехать за 5 часов, в два раза быстрее, чем сейчас. Фантастика!
Мечты, мечты — где ваша сладость? В реале (как удалось выяснить на практике) новой магистрали М-11 нет и к лету следующего года не будет. Сейчас действуют два платных участка, введенных еще три года назад — так называемый «Первый» от МКАД до Солнечногорска: 15–58 км, 450 руб. за 43 км (на обратном пути поехали по бесплатному дублеру через Химки, оказалось медленней на 10 мин.). И «пятый» — обход Вышнего Волочка в Тверской области (220 руб., 258–334 км). Поясним, что проект разделен на восемь пусковых участков по местам пересечения с параллельной трассой М10, которая сейчас активно реконструируется и после ввода платной супермагистрали станет бесплатным дублером. В итоге сегодня в эксплуатации 119 км из 669, только шестая часть будущей магистрали.
А что же с другими участками и когда магистраль заработает на всем протяжении? Бравировать чиновникам тут уже нечем, поэтому имеющаяся информация путаная и противоречивая, в СМИ много громких заявлений и дилетантства, до реальной ситуации сложно докопаться. Глава «Автодора» Сергей Кельбах недавно скромно заявил о запуске в эксплуатацию М-11 на всем протяжении в ноябре 2018 года (то есть к чемпионату мира построить не успеют, это уже и не скрывается). При этом главный дорожник России немного лукавит, так как по обходу Твери нет даже проекта, по самым оптимистичным прогнозам строительство здесь начнется не раньше 2020 года. Для тех, кто хочет посмотреть текущее состояние дел на строительстве, отошлю к качественному ресурсу Платная автомагистраль М11 Москва — Санкт-Петербург: хроника строительства. Мы же попробуем разобраться, когда и какие участки магистрали будут запущены.
Второй участок, 58–149 км, обход Солнечногорска и Клина в Московской области и до обхода Твери. Сейчас самый напряженный для проезда участок: многочисленные светофоры и пробки в городах Московской области. По некоторым оптимистическим прогнозам, будет запущен в эксплуатацию в середине мая 2018 года.
Третий участок, 149–208 км, обход Твери. Будущее туманно. Нет проекта, не определен подрядчик. В обозримом будущем здесь будет использоваться прежняя магистраль М-10.
Четвертый участок, 208–258 км, обход Торжка в Тверской области. Анонсируется открытие до конца 2017 года. Тарифы за проезд уже озвучены.
Шестой участок, 334–543 км, обход Бологого (Тверская обл.) и юг Новгородской области до подхода к Великому Новгороду. Самый затяжной участок — 209 км. Степень готовности высокая, тарифы за проезд определены. Открытие планируется в начале лета 2018 года.
Седьмой (543–646) и восьмой (646–684 км) участки начинаются от подхода к Великому Новгороду, включают обход Тосно и заканчиваются на Кольцевой автодороге Санкт-Петербурга. Анонсируется введение в действие до 30 июня 2018 года (уже во время чемпионата мира), по другим прогнозам — в ноябре следующего года.
Платные участки роскошны, но практически не имеют инфраструктуры (ни одной АЗС, одно кафе и пара туалетов контейнерного типа на 120 км) и пустынны.
Старая М-10 на многих участках достаточно скоростная, на бо́льшем протяжении не так уж и загружена, с разделительным барьером и двумя-тремя полосами в каждом направлении.
Но средняя скорость получается низкой из-за проезда бесконечных деревень и поселков с ограничениями скоростного режима и даже светофорами, а также из-за заторов перед реконструируемыми участками. За пределами Московской области тотальная депрессия: разная, вплоть до 100 процентов степень вымирания. Собственно, об этом еще Александр Радищев 230 лет назад писал.
В итоге путь из Москвы (Восточное Измайлово) до Санкт-Петербурга (Невский проспект) занял 11 часов (730 км), обратно — 10,5 часа. На моей памяти это единственный российский автомобильный маршрут, где поезд гораздо быстрее (от 3,5 до 9 часов).
На абсолютно пустой и прямой магистрали М-11 в Тверской области удалось разогнать Kaptur до максимальной скорости — 173 км/ч по спидометру и 168 км/ч по GPS. Потребовалось на это несколько минут — максимальные километры кроссовер набирает с динамикой роста промышленного производства стран со слабой экономикой: «разбегаться» со 150 км/ч до предела пришлось добрую минуту. Правда, на таких скоростях никакого криминала (звук, вибрации, тяга к уводу с трассы) автомобиль не выказал, но все же верхняя граница относительно комфортного движения для него — 140 км/ч, не более.
Резюмируя сказанное выше, а также в целом итоги теста длиной 4000 км, сделаем выводы о потребительских качествах Renault Kaptur.
Понравилось:
— элегантный внешний вид, автомобиль выглядит дороже своей стоимости;
— прекрасное для своей цены и сегмента в целом оснащение: климат-контроль, круиз-контроль, камера заднего вида, мультимедиа;
— комфортная подвеска и отличная шумоизоляция;
— панель приборов — на любителя, но мне понравилась: эстетично, не мельтешит и считывается легко;
— багажник хоть и простоватый (с минимумом новомодных ниш и отделений), но объемный;
— автоматическое запирание дверей (актуально, когда выбираешься с полными сумками) и возможность дистанционного запуска двигателя.
Не понравилось:
— весьма посредственные динамические характеристики в версии 2,0 4АТ;
— «задумчивый» и грубоватый в работе «автомат»;
— необходимость заправляться каждые 400 километров, отсутствие достоверной информации при запасе топлива менее 12 литров;
— серьезные (вплоть до небезопасных) заедания «автомата» при переключении «назад–вперед»;
— в перчаточный ящик (в отличие от Весты) не вошел фотоаппарат — для меня это принципиально, камера всегда должна быть под рукой;
— тесный задний ряд;
— так и не удалось подключить телефон по bluetooth.
По продажам за 11 месяцев 2017 года Kaptur идет на 12-м месте — 27 746 проданных авто. Его ближайший конкурент Hyundai Creta ушел далеко вперед — пятое место в общем рейтинге с 49 406 проданными автомобилями. В плюсах Creta (если говорить о сопоставимой версии) — более мощный (149,6 л. с.) двигатель и современный 6-ступенчатый «автомат», но цена версии 2,0 АКП и с максимальным пакетом опций будет на 150 тыс. руб. выше (вилка колеблется от 1 229 900 руб. до 1 359 900 руб.). Впереди Каптура по продажам также соплатформенник Renault Duster (39 012 проданных машин за 11 месяцев) и Lada XRAY — 29 583 авто. Да, оба формально являются одноклассниками (компактные SUV), но никак не ближайшими аналогами-конкурентами (вследствии ценового различия и другого позиционирования на рынке).
Ефим Незванный