Едва ли не под каждым блогом о кроссовере Renault вы неустанно писали: «Дром, а где же потерянные “лошади”?». С тех пор как мы возили его на диностенд и не досчитались 10% заявленных л.с., прошло уже более двух лет, но никаких действий по увеличению мощности ни нами, ни представительством Renault (по крайней мере официально) предпринято не было. Возможно, будь мы более настойчивыми, ответ таки нашелся бы, но мы продолжали ездить, довольствуясь «недобором». Однако идея «вернуть коней в стойло» сохранялась. Пособирав информацию на форумах, мы пришли к выводу: Каптур «задушен» сильнее в угоду экологическим нормам «Евро-5». Причем эти нормы помимо прочего регламентируют и выбросы при запуске двигателя. Помните, как он не завелся в −28? Оказывается, в момент старта «мозг» льет меньше топлива и прикрывает дроссель. Как результат — при низких температурах воспламеняться попросту нечему. Этой болячкой страдали все ранние Каптуры, пока в прошлом году завод не скорректировал программу, устранив этот недочет. Мы же решили делать то, что зависит от нас самих — залить в «мозги» прошивку «под Евро-4», или попросту «чипануть».
Чтобы все было «по фэншую», наметили следующий порядок действий. Сначала на стенд — измерить текущие мощность и крутящий момент на заводской прошивке, затем залить программу, после чего вновь замериться на том же стенде. Правда, и тут есть много но. Свободный в намеченный день стенд находится на востоке Москвы, а чип заливают на западе, что в 50 километрах. С ребятами из Зеленограда, на чьем стенде мы снимали данные два года назад, нам удалось связаться уже после проделанной процедуры. Поэтому рассчитывать на полную объективность полученных данных, увы, не приходится. Тем не менее даже то, что мы увидели, удивило в изрядной степени.
Итак, после технической мойки автомобиль при помощи тросов зафиксирован на стенде, климат-контроль отключен, первый замер запущен. Если кто-то хоть раз присутствовал при подобных испытаниях, знает, что шум заставляет надеть наушники, а кто смотрел видео разлетающихся на стенде двигателей и трансмиссий — предпочитает и вовсе прятаться за стенкой, наблюдая за происходящим через стекло. После трех прогонов (один прогревочный и два основных) с интересом иду к графику, ожидая увидеть там около 130 лошадиных сил и 180 Нм момента (как было 2 года назад), и... недоумеваю. Стенд намерил 139,7 силы при 5800 об/мин и 187,1 Нм при 3850 об/мин! Практически паспортные данные, которые с учетом 147 000 км пробега и топлива АИ-95 (производитель делает замеры на 98-м) выглядят прямо-таки победой. Все бы хорошо, только это показатели стандартной прошивки. Каким образом «лошади» вернулись без спроса, можно только догадываться (есть информация, что производитель все же по-тихой доработал штатную прошивку, но заливалась она во время очередных ТО официальными дилерами или нет — никто не говорит). А может, они и не возвращались, просто другой стенд в силу своих технических особенностей выдал другие показания? Ладно, думаю, повторный замер после чипа расставит все по своим местам. Сейчас есть хотя бы точка отсчета.
Перепрограммирование ЭБУ двигателя — вопрос всего десяти минут и шести тысяч рублей. Софт нам заливал тот же человек, что и создавал его для многих отечественных и зарубежных автомобилей, известный как Паулюс. По его просьбе включаю зажигание и перевожу селектор АКПП в «R» — это необходимые условия для активации сервисного режима блока управления. Пока программатор посредством диагностического разъема передавал «мозгам» новые карты топлива и зажигания, приборная панель горела гирляндой, выдавая сообщения «низкое давление масла» и «батарея не заряжается». Ничего общего с реальностью эти сообщения, конечно, не имеют, а скорее являются особенностью этого режима. Когда процесс был завершен, мне не терпелось оценить результат, однако по рекомендации первые полчаса «топить» не нужно. Что ж, буду вкатываться аккуратно.
Тем не менее даже первые километры дали понять, что машина стала быстрее реагировать на газ. Ранее задемпфированная педаль будто обзавелась физической связью с дросселем — это непривычно и заставляет пересмотреть свои действия правой ногой. Если же излишняя нервозность ни к чему, а дозировать до миллиметров усилие на педали нет желания, кнопка ECO вернет Каптур назад в сонное царство. Но одно дело реакция педали, и другое — отдача мотора. По ощущениям, «везти» кроссовер реально стал бодрее, особенно в зоне низких и средних оборотов. Значит, момент должен был вырасти. На машинах с «механикой» дополнительно сдвигается отсечка вверх на 500 об/мин — там доступно чуть больше мощности, но это не про нас. Попутно в программе устранен косяк с холодным пуском. Жаль, что этой зимой в Москве температура не опускалась до −28 и, по-видимому, не планирует, поэтому проверить не сможем.
Но пора переходить от ощущений к цифрам, и я сразу возвращаюсь на тот же стенд с тем же топливом в баке.
Опять мойка, приемка, ремни, ожидание, шум, любопытство и…
Свежая кривая (Run 5 на графике) прошла настолько близко к прежней, что это иначе как погрешностью не назовешь. Итоговый результат — 139,9 силы при 5800 об/мин и 183,1 Нм при 3850 об/мин. Пики графиков там же, заявленное смещение момента в зону более низких оборотов стенд не зафиксировал.
Картина была бы более объективной, чипуй мы его, не снимая со стенда... В общем, вместо решения проблемы недобора мощности мы придумали себе новую головную боль «Кто врет: стенд или чип?» По ощущениям стало бодрее, но, как говорится, цифры не лгут :(
С уважением ко всем, Антон Серков.
Читайте также: «Чип-тюнинг: +30% мощности или эффект плацебо?»