Вновь приветствую всех автолюбителей-дромовчан!
Каждый раз, приезжая на заправку, я оставлял там все больше и больше денег за одно и то же количество бензина. И в какой то момент меня это начало напрягать. Наша Россия - страна парадоксов! Цены на нефть падают - цена на бензин растет, цены на нефть растут - цена на бензин растет! Вариантов, когда цена на бензин снижается, в российском государстве НЕТ!
И стал я задумываться о газе...
Ну, для начала, нужно изучить вопрос вдоль и поперек и теоретически подковаться, чем я и занялся. Перечитав кучу статей про ГБО, перелопатив кучу форумов, пересмотрев две кучи роликов в ютюбе, взвесив все "за" и "против" решил, что надо ставить ГАЗ!
Для начала, проверил зазоры на клапанах. Оказывается, ни чего особо сложного для самостоятельного выполнения этой процедуры нет. Нужен лишь мануал, набор щупов и ключ-трещетка под головку, которым удобно крутить коленвал за гайку, тем самым выставляя положение кулачков распредвалов. К сожалению, фотоаппарата с собой небыло, по этому извиняюсь за отсутствие фотографий этого процесса.
Итак, все зазоры были успешно замерены. Зазоры на всех клапанах, кроме одного, находились в середине допуска и лишь на 2-ом впускном 4-го цилиндра зазор был по нижней границе допуска. Пришлось изготавливать приспособу для фиксации клапана в открытом состоянии и извлечения регулировочной шайбы. Шайбу извлек, шлифанул и воодрузил на место.
Теперь нужно выбрать производителя ГБО. По отзывам специалистов самое надежное оборудование с самым высоким ресурсом выпускает LOVATO, но оно и самое дорогое, чуть хуже, но и чуть дешевле BRC, остальные еще чуть похуже, но и подешевле. Решил ставить LOVATO.
Нашел контору по установке ГБО, договорился об установке ГБО, вариатора опережения зажигания и, дополнительно, о помощи в оформлении необходимых документов для регистрации ГБО в ГИБДД.
Первым делом нужно получить заключение экспертной организации о принципиальной возможности и допустимости установки ГБО на ваш автомобиль. Затем, с этим заключением едем на осмотр в ГИБДД и получаем разрешение от ГИБДД на установку ГБО. Далее, производим установку комплекта ГБО и опять получаем заключение экспертной организации, что оборудование установлено правильно и соответствует всем требованиям. Далее, проходим техосмотр, платим госпошлину и опять проходим осмотр в ГИБДД для получения справки о соответствии автомобиля с внесенными изменениями требованиям таможенного союза. Эту справку ждать примерно месяц, т. к. пакет документов отправляют в областной центр. С готовой справкой опять едем в ГИБДД, платим госпошлину за внесение изменений в ПТС и на конец то получаем новые документы с внесенными в них изменениями!
В итоге, ГБО установили за 1 день (в ноябре), а регистрация растянулась на 3 месяца, но тут еще январские праздники "помогли". Да еще установщики, оказывается, раньше вариаторы УОЗ ни кому не ставили и вообще не знают с какой стороны к ним подходить (зачем тогда вообще взялись за установку варика - непонятно). В общем, до марта я ездил без вариатора. Сначала не знали какой варик лучше выбрать, потом заказали, но заказ не пришел, потом еще раз заказали и установили, но оказалось, что не под тот тип датчика положения коленвала (ДПКВ), и на конец то заказали и установили "правильный" варик! Знал бы заранее, что будет такая "петрушка" с вариком - сделал бы все сам, там особо сложного нет ни чего. Еще несколько раз пришлось съездить на настройку топливной карты ГБО. Но, в итоге, все более менее нормально заработало и, в целом, я остался доволен полученным результатом.
Теперь поподробнее по поводу вариатора...
В связи с тем, что газо-воздушная смесь горит медленнее, чем бензино-воздушная, то при езде на газе угол опережения зажигания должен быть пораньше, чем при езде на бензине. Смещение УОЗ при езде на газе и обеспечивается работой вариатора. Многие установщики ГБО утверждают, что варик не нужен т. к. современное ГБО - оно "умное" и не нуждается в дополнительных "помощниках". Позволю себе с этим не согласиться! После установки варика почувствовал небольшую прибавку тяги на "низах", изменился звук двигателя, расход газа снизился примерно на 1 л/100 км, да и Прадик как то полегче побежал, повеселее. Мои слова подтверждаются и многочисленными отзывами автолюбителей.
Существует два типа вариаторов УОЗ. Один тип "заточен" на работу с индуктивным ДПКВ, а другой - на работу с датчиком "Холла" и оптическим ДПКВ. Узнать какого типа у вашего авто ДПКВ, если нет информации в мануалах, можно сняв с него осцилограмму. Датчик "Холла" и оптический ДПКВ выдают сигнал прямоугольниками, а индуктивный датчик - синусоидой.
Тойота, практически на все свои автомобили ставит индуктивные ДПКВ.
Теперь немного по поводу установленного ГБО...
Как я уже сказал выше, установил ГБО фирмы LOVATO. Подробного описания всех элементов системы привести не могу, т. к. установщики сами не выбирали оборудование, а заказали готовый комплект на 4 цилиндра мощностью до 160 л. с. в головном офисе. Из того, что знаю: ГБО 4-го поколения (распределенный впрыск), "мозги" LOVATO E-GO, баллон - "бублик" на 74 л. установили в багажник, шланги топливопроводов - пластиковые, заправочное устройство выведено под задний бампер, вариатор УОЗ - STAG-TAP-01, кнопка-индикатор выведена под руль с правой стороны.
Затраты на все про все составили: комплект ГБО с установкой - 42 000 р, вариатор УОЗ с установкой - 5 000 р, помощь в оформлении документов - 5 000 р, госпошлины - 800+800 р, техосмотр - 600 р. Итого: 54 200 р., без учета затрат на топливо в связи с многочисленными разъездами по оформлению документов, установке и регулировке оборудования. По моим подсчетам, установленное оборудование окупится примерно через 20 000 км, ну а дальше - экономия. Как говорится: - "сэкономил - значит заработал"! По моим подсчетам, затраты на топливо, при эксплуатации автомобиля на газу, на 40% меньше, чем на бензине.
Сейчас у меня расход газа составляет примерно 17 л/100 км в смешанном режиме, плюс присутствует расход бензина порядка 2 л/100 км. Дело в том, что пуск двигателя и начальный прогрев осуществляется на бензине, а затем уже система автоматически переходит на газ, и еще в определенных режимах работы двигателя идет довпрыск бензина для охлаждения клапанов.
Теперь переходим к самому "вкусному" - "плюсы" и "минусы" ГБО, "легенды и мифы" ГБО, все "за" и "против" с учетом собственного опыта:
Утверждение-1. На автомобиле с ГБО быстро прогорают выпускные клапана.
Своего опыта пока нет, но видел где то на форумах отзыв владельца 3RZ-FE, что у него зазоры ушли в "ноль" за 80 000 км пробега. По нашему мануалу проверка клапанов - раз в 40 000, при езде на газу рекомендуют делать проверку зазоров раз в 20 000 км. Думаю, не так страшен черт как его малюют... Регулярно проверять зазоры и все будет ОК!
Утверждение-2. Автомобиль с ГБО "не едет" от слова ВООБЩЕ!
Трындеж и провокация! Авто на газу, если оборудование правильно подобрано и отрегулировано, едет так же, как на бензине, а на "низах" даже немного пошустрее. Возможно, и есть какая то незначительная потеря мощности на газу, но это можно выяснить только с помощью испытательных стендов. В "живую" потери мощности не ощущается.
Утверждение-3. Газ - взрывоопасно!
Серьезные эксперты, все как один, утверждают, что газ гораздо безопаснее бензина. Конечно, есть случаи "газовых" аварий, но их гораздо меньше, чем "бензиновых" и, зачастую, виновниками "газовых" аварий становятся сами владельцы - пренебрегая своевременным техобслуживанием ГБО и элементарными правилами безопасности . Склоняюсь верить экспертам.
"Минусы" ГБО:
1. Необходимость переоборудования автомобиля под газ и грамотная настройка работы ГБО (со вторым бывают проблемы)
2. Довольно высокая стоимость ГБО (окупаемость по принципу - "чем больше пробеги и расход топлива, тем быстрее окупится") Нет смысла ставить ГБО на "малолитражки"
3. "Гемор" с оформлением ГБО. (а без этого сейчас ни как!)
4. Необходимость более частого контроля за состоянием зазоров клапанов.
5. Необходимость проведения ТО ГБО раз в 10 000 км пробега.
6. Баллон под газ занимает много места в багажнике или, при установке снаружи вместо "запаски", соответственно, этой "запаской" придется пожертвовать или вкорячить ее в другое место.
7. Объем баллона под газ, зачастую, меньше объема бензобака, что вкупе с повышенным расходом газа, вынуждает более часто посещать заправку.
8. Газовых заправок не так много, как бензиновых.
9. Требуется более частая замена свечей зажигания (лучше ставить иридиевые)
10. Увеличивается вес авто.
Теперь "плюсы" ГБО:
1. Самый жирный "плюс", который практически перекрывает все "минусы" и заставляет людей ставить ГБО - это реальная ЭКОНОМИЯ!
2. Суммарный автономный запас хода автомобиля увеличивается примерно на 80% (актуально для любителей дальних путешествий в малонаселенной местности)
3. На газовых заправках ВСЕГДА свободно! Очередей нет, от слова СОВСЕМ!
4. Моторное масло, при работе на газу, стареет медленнее, чем на бензине и допускает увеличить интервал его замены.
5. Двигатель на газу работает более эластично, увеличивается ресурс двигателя (за исключением клапанов)
6. Снижаются вредные выбросы в атмосферу (ну, мы - россияне пока на счет экологии особо не заморачиваемся)
PS. На газу, на данный момент, пройдено 6 000 км. Работа ГБО устраивает во всех отношениях. О затраченных средствах и усилиях пока не жалею. Ни кого не агитирую ставить газ, просто делюсь собственным опытом. Всем добра и удачи!