Всем доброго времени суток!
Пишу вам еще об одном реализованном мной мероприятии. 12 августа завершилось путешествие на УАЗе в республику Алтай. Шли двумя машинами. Вторая ВАЗ «ЛАДА ВЕСТА». Готовились почти год. Баки я поменял вроде как к этому событию. Да и на будущее к таким вот поездкам увеличенный объем бензина лишним не будет. Машину перед поездкой подготовил. Были поменяны масла в трансмиссии и двигателе. А также все фильтры. Масло в двигателе поменяно было на четыре тысячи километров ранее срока, то есть на 126000 км. Следующую замену сделаю на 140000 км. В среднем все равно через 10 тыс. км меняю. На подъемнике была проверена вся подвеска. Поменяли одну втулку заднего амортизатора. Все узлы были прошприцованы. Передних тормозных колодок оставалось где то 40% со всех сторон. Хорошие такие колодки фирмы «EXPERT». Прошли две поездки в Крым.
И так, начало пути было назначено на 6 часов утра 21 июля 2018 года. В назначенном месте на краю города встретились и пошли по маршруту: Вологда-Тотьма-Никольск-Шарья-Киров-Пермь-Екатеринбург-Тюмень-Омск-Новосибирск-Бердск-Бийск-Горно-Алтайск-Акташ. В Горно-Алтайске было запланировано 3 дня. Музеи, рестораны и прочие развлечения. Все-таки столица республики. Затем предстояло отправится к красотам Телецкого озера. В селе Артыбаш пробыли 5 дней. После Телецкого озера отправились по Чуйскому тракту в селение Акташ на шесть дней. Там меня интересовали перевал Кату-Ярык с Чулышманской долиной, акташский ретранслятор и Чуйский тракт до Ташанты. В Ташанте пограничный пункт границы с Монголией.
Дорога до Горно-Алтайска была разбита на пять отрезков. В конце такого отрезка ночевка в гостинице. Первый отрезок: Вологда – Омутнинск. Омутнинск находится восточнее города Киров где - то на 150 километров по трассе. Ночевали в гостинице металлургического завода. Симбиоз общежития и гостиницы. Просто часть комнат сдаются как номера. Номер представляет собой однокомнатную квартиру. С кухней, большой комнатой и санузлом. Все это удовольствие 1500 рублей в сутки. Чисто. Советую тем, кто окажется в тех местах. Правда мебель с 80-х. У кого ностальгия, тем еще лучше.
Следующая остановка была в городе Екатеринбурге. В самом его начале с западной стороны. Удобное место. С трассы и сразу гостиница. Название «Уральский теремок». Рядом огромные гипермаркеты «ИКЕА» и «АШАН». Все новое, современное, но номера очень маленькие. Прямо смешно маленькие. 4000 рублей за ночь считаю многовато. Хоть и с завтраком. Завтрак символический. Ну переночевать одну ночь вполне себе неплохо.
Третья остановка была в пгт. Крутинка. Гостиница «Жемчужина Ика». По названию рядом расположенного озера Ик. Озера я так и не увидел. Местные говорят рыбалка очень хорошая. Гостиница новая, номера достаточно комфортные. Тоже рекомендую. Есть кафе. Можно заказать завтрак. Стоимость номера 1200 рублей в сутки. Плюс с нас еще взяли 100 рублей за бронирование. Итого 1300 рублей.
Четвертый привал был в городе Бердске, что под Новосибирском. Гостиница «Охотник» по улице Островского 69/1. Хороший полуторный номер за две тысячи рублей. Завтрак не заказывайте. Все не свежее. А так кому приспичит можно останавливаться. Да, к Бердску я ехал через плотину с видом на водохранилище. Давно мечтал там проехать.
На пятый день мы дошли до города Горно-Алтайск. От Бердска до него чуть больше 400 км. Остановился я в гостинице Игман. Хороший трехзвездочный отель. Полноценный завтрак. Жил в апартаментах. Вместительный номер с кухней, посудой и отдельной спальней. Чуть больше 5000 рублей в сутки. Сколько точно не помню. Бронировался мной еще в июне. Весь забит туристами, по большей части иностранными. Тоже рекомендую. Есть в Горно-Алтайске отели намного выше классом. Выбор большой.
Теперь про дороги. Самые плохой участок дорожного покрытия, не считая небольшого участка трассы М8, был как это не печально в Вологодской области. От Чекшино до выхода на трассу Р-243 около 500 км. Навигатор со стекла слетал несколько раз. Дальше к Кирову лучше. Есть к Кирову и более короткая дорога через Пречистое и Буй. Но там на отдельных участках асфальт вообще отсутствует. Лично ездил. Через Кострому намного длиннее получалось бы. Поэтому и выбрали пройти севернее. Лучше на 100 км длиннее, но по асфальту.
Вполне нормальная дорога начинается перед Екатеринбургом и идет дальше на восток. Ехать можно. Везде ремонты, ремонты и ремонты. Ну это нормально. Лето-пора ремонтов. За Кировом и дальше трасса перегружена фурами. Идти очень тяжело. Обгоны, торможения, обгоны, торможения и так всю дорогу. С передними колодками не рассчитал. Сжег их еще до Горно-Алтайска. Хорошо палец сунул. С одной стороны 1,5 мм оставалось, с другой 3 мм. Такая вот разница. В Горно-Алтайске помимо музеев еще колодки ездил искал. Нашел. Поменял их там в гаражном сервисе. Хотя дома в гараже лежали купленные новые. Не взял блин. А хотел.
Между Омском и Новосибирском леса нет вообще. Все какие-то скопления засохших берез. И болота, болота и болота. Низинные болота. Вроде как барабинские степи это называется. Если нет, то поправьте.
Новосибирск нас удивил, встретив ямами и выбоинами. Правда, как потом оказалось, это не везде. В Бийске это вообще беда. Как там местные ездят? Одни ямы. Светофоры ламповые, что меня очень удивило. У нас в городе Вологде хоть дороги ровные. Чуйский тракт вполне себе нормальная трасса, со скоростными ограничениями. Ну это понятно. Горы все-таки.
У «Весты» было установлено газовое оборудование под метан. Напарник все рассчитывал на газовые заправки. Но не тут-то было. Вроде заправился он в Кирове. Может еще где. В Горно-Алтайске заправочное отверстие в машине не подошло под заправочное устройство. Нужен был переходник. По всем правилам такой переходник должен быть на заправке. Но там сказали свой надо иметь. Поэтому почти весь путь он проездил на бензине.
Что касательно моей машины, то все прошло штатно. Никаких ремонтов в пути, как наверно ожидают тут некоторые. Исключением можно назвать два случая. Это колодки. Они были еще рабочие. Я их вовремя поменял. Где ни будь в горах заскрипело бы. И второй случай-это порченный антифриз. Да, да порченный. Плохого качества, если два года не мог отработать. Сейчас уже все ясно. А тогда мысли были разные, вплоть до врущего датчика температуры и перегрева двигателя. Дело в том, что заглянув под капот в том же Горно-Алтайске, я обнаружил наличие пены из под пробки расширительного бачка. Такое уже было в 2016 году во время поездки в Крым. Из бачка шла пена, похожая на мыльную. Температура на ходу никогда не превышала 82 градусов, за исключением пробок. Тогда по приезду домой на очередном ТО антифриз мне поменяли, сказав при этом какое дерьмо я залил. В нынешнем случае антифриз был фирменный УАЗовский. И пена была другая, плотнее. Но дело это не меняет. Датчик температуры тоже показывал норму, что превращало эту историю в сложную загадку. Помня поездку в Крым, особого внимания я этому не придал.
И вот поперся я на акташский ретранслятор. Это действующая вышка с передатчиками (или башня), находящаяся в горах на высоте чуть более 3000 метров. Путь до ретранслятора представляет из себя усыпанную разного размера камнями, валунами, промоинами и колеями узкую дорогу, все время стремящуюся под большим углом (в некоторых местах под критическим углом) вверх. Ехать туда можно только на внедорожнике типа УАЗ и только летом. Я встречал по дороге старую Тойоту ЛК 80 и еще какие то мостовые иномарки. В основном туда прутся на «буханках» местные извозчики с туристами на борту. Вторые в очереди по количеству увиденных это Нивы и Шнивы. По дороге проезжаешь заброшенный рудник, где когда-то добывали ртуть. После рудника уходишь снова в верх, где открываются потрясающие виды на горы, вершины которых находились в снегу. Пришлось даже останавливаться для эффектного кадра. Всю дорогу я шел вверх на пониженном ряду, переходя с первой на вторую, иногда на ровных местах и третью. Эмоции у моих пассажиров зашкаливали. В моем УАЗе находился экипаж «Весты» в полном составе. До заветной вершины оставалось подняться в высоту не больше 150 метров. Ретранслятор мы уже видели. По дороге этот путь составлял, я думаю, не более 2-х километров. Датчик все время показывал температуру около 84 градусов. И вот, пропуская спускающуюся машину, я заехал в небольшой карман, где из-под капота повалил белый дым. Открыв капот, я увидел кипящий в расширительном бачке антифриз. Кипел при температуре на датчике 84 градуса. Я, конечно, был в замешательстве от увиденного. Мысли были всякие. Но постояв и проанализировав ситуацию, никаких признаков перегрева двигателя для себя я не увидел. Если бы термометр врал, и я довел бы двигатель до критической температуры то до гостиницы я бы вряд ли доехал. Хреновое качество и изменившееся давление окончательно добили антифриз. Подождав какое-то время пока все остынет я достал из багажника не полную канистру с антифризом. Это единственное, что я взял с собой из дома из запасных частей. Залил в бачок и предложил продолжить движение. В машине помимо меня было еще пять человек, которые со скептицизмом отнеслись к моему предложению. Наверху было прохладно. Помявшись немного, решили пойти пешком, но пройдя немного вверх передумали. Я снова предложил сесть в машину, на что мой непосредственный пассажир напомнил мне какое расстояние нам нужно проехать, чтобы вернуться обратно домой. Рисковать не стали. Полюбовались видами, сели в машину и начали спуск вниз. Спускался я в очень крутых местах на первой пониженной. Тормозами в этом случае почти не пользуешься. Этот урок я усвоил, когда днем ранее спускался с перевала Кату-Ярык. Если все время задействовать на таких склонах тормоза их можно угробить напрочь. Спуск прошел нормально. Мы вернулись в гостиницу. Только с этого момента я уже следил за температурой и проверял под капотом бачок. Были еще поездки на рыбалку, в Ташанту, на смотровую площадку и чуйскую ГЭС. Антифриз больше не кипел. Но цвет у него был не рабочий. По дороге домой я еще несколько раз подливал его в бачок. Кондиционером не пользовался на всякий случай. Ну или почти не пользовался. Дома двигатель был промыт, жидкость заменена вместе с датчиком. Кстати, температура в 2017 и 2018 годах, я замечал, на трассе выше 70 градусов не поднималась. После замены датчика стрелка снова установилась на привычные 80 градусов. Прежний датчик был тоже на 82 градуса, но видимо за 5 лет эксплуатации потерял свои свойства.
Итого за все путешествие было пройдено 9966 километров. Средний расход составил 11,8 литра. Считал по чекам. Компьютер частично вышел из строя.
Обратная дорога проходила тем же маршрутом. Из Акташа поехали в туже гостиницу в Бердске. Дальше пгт. Крутинка, затем в Екатеринбург. Гостиница перед Екатеринбургом с восточной стороны называлась «Союз». Мне, как в принципе и всем остальным, не понравилась. Грязно, санузлы грязные, все пропахло каким-то не приятным запахом. В Омутнинск на обратном пути мы не заезжали. Поехали сразу в Киров. Там в гостинице переночевали. Название сейчас не помню. Ну и на следующий день приехали в Вологду. Путешествие на Алтай закончилось.
С Алтая я привез разных сувениров из кедра. Раньше никогда не держал в руках этого дерева. Легкое, со свойственным ему запахом, который не исчезает. Так же привезли меда разных сортов больше 10 килограммов. Мед очень вкусный. В Вологде такого я не пробовал. Вообще никто из нас не пожалел, что решился отправиться в такой поход. Впечатления только положительные. Фотографии все выложить сегодня не получится. Почти все фотографии выложены у меня в инстаграме. Мой ник: medved7558. Смотрите, там и видео есть. Обо всех местах, куда я ездил, здесь не написано. Если кому надо рассказать подробнее, пишите в комментариях. Завтра еду на ТО-140000 км. Остальные фотографии выложу следующим дополнением. На этом сегодня все.
Всем удачи!