Приобретен под восстановление. Один из первых авто марки, серийный номер 113.
ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б — советские военные полноприводные легковые автомобили с упрощенным открытым кузовом, имевшем вырезы вместо дверей. Представляли собой дальнейшую модернизацию модели ГАЗ-64. Как и она, созданы под руководством ведущего конструктора В.А. Грачева на базе агрегатов ГАЗ-М1. На завершающей стадии Великой Отечественной войны и в ходе Корейской войны ГАЗ-67Б широко использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как легкий артиллерийский тягач.
В Красной армии эти машины назывались «козел» или «козлик». Объемы производства ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б в годы войны были сравнительно невелики — 4851 ед., что составляло менее 1/10 от поставок в СССР ленд-лизовских Willys MB и Ford GPW, так как основное внимание уделялось производству бронеавтомобиля БА-64Б, с которым внедорожники были унифицированы по шасси. Объем производства ГАЗ-67 составил 3137 ед., ГАЗ-67Б до конца войны было произведено 1714 ед., а всего до конца выпуска в 1953 году — 92 843 ед.
После войны ГАЗ-67Б активно использовался не только в армии, но и в МГБ, МВД, геологоразведке, лесном и сельском хозяйстве и т.д. На его базе выпускалась бурильно-крановая гидравлическая машина БКГМ-АН (первый в мировой практике случай применения бурильно-крановой машины на легковом автомобиле), а также снегоочистители.
Производственный индекс «Б» модернизированного ГАЗ-67 (по своей традиции конструктор В.А. Грачев индекс «А» опускал) имел преимущественно внутризаводское значение, не сразу устоялся и в эксплуатационной документации с 1944 года практически не отражался. В армии до конца 40-x годов он был незнаком даже офицерам — автомобилистам, долго еще путавшим ГАЗ-64 и ГАЗ-67. Поэтому утверждение, что солдаты называли ГАЗ-67Б «бобиком» именно из-за его индекса, неверно — они эту машину не знали. Иногда под маркой ГАЗ-67Б ошибочно подразумевали первые промышленные автомобили с широкой колеей (выпускались с сентября 1943 года), полагая, что просто ГАЗ-67 (без индекса) — это бывший ГАЗ-64-416, доработанный по своей конструкции и доведенный до состояния устойчивого производства.
За создание ГАЗ-67 завод в январе 1944 года представил В.А. Грачева на соискание Сталинской премии, которую ему не присвоили (в 1944 году Сталинская премия не присуждалась).
Особенности конструкции
Для улучшения аэродинамики подкапотного пространства по предложению конструктора Б.Т. Комаревского в задней части крышек капота сделаны вытяжные щели — «продухи» (вопреки досужему мнению — не для обогрева ветрового стекла). Укороченная по сравнению с ГАЗ-61 (на 755 мм) база автомобиля позволила отказаться от заднего промежуточного карданного вала. Передний открытый карданный вал получил шарниры на игольчатых подшипниках ГАЗ-51 типа «Кливленд». С целью увеличения переднего угла въезда до 75 градусов и облегчения преодоления вертикальных стенок (до 0,5 м), по предложению В.А. Грачева передний мост подвесили на 4-х четверть-эллиптических рессорах. Такой подвеске свойственна недостаточная надежность — частые поломки листов из-за их нерационального и резкого нагружения, а также низкая боковая жесткость. Для устойчивости прямолинейного движения (отсутствия «гуляния» машины) в шарнирах всех рессор применили хорошо защищенные и долговечные резьбовые пальцы и втулки от ГАЗ-11.
Во избежание резонансного «галопирования» при столь короткой базе и выбранной подвеске были необходимы мощные гидравлические амортизаторы. Конструкторы вынуждены были поставить четыре амортизатора (по два на ось) одностороннего действия от ГАЗ-M1, заведомо ненадежных и малоэффективных. Более энергоемкие и работоспособные амортизаторы двухстороннего действия ГАЗ-11 типа «Делько» были еще в стадии освоения. Вездеход получил амортизаторы ГАЗ-11 только в третьем квартале 1951 года.
Рулевой привод отличался от ГАЗ-61 тем, что поперечная рулевая тяга проходила перед балкой переднего моста и была прямой, без изгиба, что резко повышало ее жесткость (недостаточную на ГАЗ-61), хотя и делало более уязвимой для фронтальных ударов. По условиям компоновки и конструкции рамы рулевая колонка была необычно наклонена на большой угол (10,27 градусов) в плане, но это никак не затрудняло управление.
Механический привод тормозов всех колес — такой же тросовый, как на ГАЗ-11-73, но с жестким раздаточным валом, приводимым равноценно ножной педалью и ручным рычагом. Для простоты конструкции уравнители не применялись.
Шины с грунтозацепами типа «расчлененная елка» размером 6,50-16 отечественного производства (ЯШЗ), разработанные для ГАЗ-64, значительно повышали проходимость по деформируемым поверхностям, в частности, влажным грунтам, рыхлому снегу. Имея эластичную беговую дорожку, эти шины, по сравнению с применяемыми на ГАЗ-61 (с рисунком протектора «Граунд-грипп»), уменьшали сопротивление качению по твердой поверхности и были более долговечны. Они ставились потом на все легковые вездеходы ГАЗ до 1958 года. Однако из-за нехватки шин 6,50-16 довольно часто использовались шины 7,00-16 от ГАЗ-М1 с шоссейным рисунком протектора, по наружному диаметру и ширине практически не отличавшиеся от «вездеходных» 6,50-16, но с ограниченной проходимостью. Все электрооборудование и приборы применялись действующего производства — от ГАЗ-М1 и ГАЗ-ММ. Их количество было сокращено до предела. В частности, отсутствовал указатель давления масла, указатель температуры охлаждающей жидкости. На ГАЗ-67 сохранили основную силовую и кинематическую концепцию шасси, хорошо оправдавшую себя на ГАЗ-61: применение сравнительно малооборотного двигателя с увеличенным крутящим моментом и эластичной внешней характеристикой в сочетании с 4-ступенчатой КПП с большим силовым диапазоном, не требовавшей установки 2-ступенчатого демультипликатора (как на «Бантаме») и более удобной в управлении. Ведущий конструктор В.А. Грачев сделал ставку на достижение небывало высокого динамического фактора (отношение свободной силы тяги на колесах к полной массе) — 0,74 (как и на ГАЗ-61). Это теоретически позволяло преодолевать подъем по твердому грунту до 45 градусов, а также использовать шины низкого давления с грунтозацепами.
Кузов, созданный Б.Т. Комаревским — открытый, универсального назначения, с тремя сидениями на четырех человек (передние — раздельные, заднее — общее 2-х местное). На полках задних крыльев по бокам могли сесть еще двое. Там же размещалось стрелковое оружие, боеприпасы (вплоть до 45-мм снарядов) и специальное оборудование (рация). Для беспрепятственного и быстрого выхода кузов был бездверным — передние проемы в непогоду закрывались брезентовыми фартуками. Брезентовый тент простейшей формы без боковин придерживался одной дугой (потом двумя). Ветровое стекло (по опыту войны ветровое стекло устанавливалось строго вертикально, чтобы не отражать солнечные блики вверх) в жесткой трубчатой рамке откидывалось вперед и фиксировалось в горизонтальном положении. Стеклоочиститель с вакуумным приводом имел только водитель. Все поверхности кузова имели плоские очертания либо гнутые в одной плоскости формы коробчатой конструкции, что делало кузов простым в изготовлении. Торцы стальных кузовных панелей (толщиной 1,0-1,9 мм) окантовывались трубами. Все стыки соединялись точечной сваркой, изредка дуговой. В оформлении передка машины использовались элементы ГАЗ-АА: верхняя часть кожуха радиатора с эмблемой, крышки капота, основной бензобак на 43 литра перед ветровым стеклом, щиток приборов.
ГАЗ-67 отличался от ГАЗ-64 более широкой колеей — 1445 мм вместо 1250 мм (из-за отклонений в производстве доходила до 1460 мм), получил усиленную раму, лонжероны которой имели полностью закрытый профиль, также были добавлены косынки, накладки, дополнительная задняя поперечина. Передний бампер отнесен вперед на 40 мм (тем самым ликвидировался один из недостатков ГАЗ-64: быстрое появление при фронтовой эксплуатации трещин в некоторых перенапряженных элементах рамы), появились расширители крыльев (ширина кузова по бортам почти не изменилась — 1442 мм), новое торпедо, установлены подножки вровень с крыльями, более мощный (54 л.с. при 2800 об/мин вместо 50 л.с.) мотор, максимальный крутящий момент которого повысился до 18 кгс·м при 1400 об/мин, дополнительный бензобак на 33 л, сделан ряд других изменений. Мощность двигателя повысилась в основном за счет применения более совершенных карбюраторов К-23 типа «Стромберг» (впоследствии К-23Б) без пневматического экономайзера и с уточнением их регулировок.
Задние рессоры вынесены над кожухами моста (это увеличило дорожный просвет под ними) и опирались на раму через наружные консольные кронштейны. Из-за увеличения рессорной колеи стал ненужным задний стабилизатор поперечной устойчивости. Ввиду низкой эффективности и хронической нехватки сняли вторую пару амортизаторов с задней подвески. На ГАЗ-67 были усилены элементы передней подвески (литые из ковкого чугуна проушины рессор вместо нежестких штампованных, которые также исхитрились приваривать), крепление картера и кронштейна рулевого механизма, сошка руля, крепление запасного колеса к задней стенке кузова, буксирный прибор. Дополнительный бензобак (33 л) размещен под сиденьем водителя. С системой питания он соединялся через трехходовой кран от ГАЗ-ААА. Аккумуляторная батарея перенесена в специальный отсек за передним правым крылом. Доступ к ней стал удобнее, но увеличилась длина силового кабеля к стартеру (он расположен слева от двигателя) и тем самым несколько возросли электрические потери.
Воздушный фильтр (от ГАЗ-М1, но с сеткой от ГАЗ-11) более удобно расположили слева от двигателя и соединили его с карбюратором длинным патрубком. Модернизированный двигатель сохранил старое обозначение ГАЗ-64-6004 (иногда 64-6004-Б). Габариты ГАЗ-67 увеличились незначительно в длину (до 3345 мм) и заметно в ширину (до 1720 мм, потом ограниченную 1685—1690 мм). Передний свес составил 470 мм, задний 775 мм. Высота с поднятым тентом и с опущенным ветровым стеклом, а также клиренс под задним мостом (227 мм) не изменились. При установке шин 7,00-16 (а такая практика периодически продолжалась, даже после войны) клиренс возрастал до 235 мм. Высота по рулю (с опущенным ветровым стеклом) составляла 1270 мм, по капоту 1160 мм, по запасному колесу 1307 мм. Таким образом, ГАЗ-67 характеризовался достаточно низким силуэтом (по американским требования к «джипам» — 50 дюймов, то есть 1270 мм), облегчавшим движение в зарослях и маскировку. Приведенные чертежные размеры не всегда выдерживались в производстве. Масса в снаряженном состоянии возросла до 1376 кг (с 4-мя пассажирами — до 1672 кг). В процессе освоения производства масса в снаряженном состоянии снизилась до 1342 кг и в дальнейшем стабилизировалась в районе официальных 1320 кг. Углы въезда и съезда оставались большими: 68 градусов (несколько уменьшился из-за выноса переднего бампера) и 44 градуса соответственно. Параметры профильной проходимости в целом не изменились и были по-прежнему высокими: подъем до 38 градусов, с прицепом 800 кг — до 20 градусов, предел боковой устойчивости — 28 градусов, фактически даже больше (теоретически до 45 градусов). Радиус поворота увеличился, но ненамного — до 5,85 м. Преодолеваемый брод — без подготовки 0,55 м, со специальной подготовкой — 0,8 м. Существенно улучшилась подвижность по разбитым дорогам с глубокими (до 0,45 м) колеями, проложенными тяжелыми грузовиками — машина в них хорошо вписывалась и могла уверенно выходить на обочину через кюветы с крутыми стенками, двигаться по косогорам с уклоном до 22 градусов без сползания. Несмотря на широкую колею, радиус поперечной проходимости был достаточно мал — 1,36 м.
Проселок с жидкой грязью глубиной 0,8 м (до верха колес) преодолевался без затруднений на 2-й — 3-й передачах. Удельное давление на грунт с полной нагрузкой: передних колес — 2,65 кгс/см2, задних — 3,9 кгс/см2. Глубина преодолеваемого самого тяжелого снега (фирна) доходила до 0,4 м. С цепями противоскольжения на снегу глубиной 0,15 м брался подъем в 23 градуса. Максимальная скорость на шоссе по сравнению с ГАЗ-64 уменьшилась незначительно: до 88 км/ч (за счет увеличения полной массы и возросшей на 29% лобовой площади кузова). Минимальный расход топлива (бензин 2-го сорта с октановым числом 55-60, позже разрешили 66-70) по шоссе на 100 км составлял летом 13,2 л, зимой 13,7 л, что могло бы дать запас хода в 520—535 км. В реальной эксплуатации он был ниже — по шоссе в среднем 405 км, по сухой проселочной дороге — 335 км.
Отличные тяговые свойства двигателя позволяли ГАЗ-67 при движении по шоссе преодолевать на высшей передаче подъемы до 6 градусов (10,5%, на шоссе редко бывает выше) без потери скорости (с прицепом — 3 градуса). На заснеженном асфальте максимальное тяговое усилие на крюке ГАЗ-67 при нагрузке 300 кг составляло 1050 кгм при скорости 4 км/ч, на сухой бетонной дороге до 1220 кгм. И хотя по сравнению с ГАЗ-64 максимальный динамический фактор понизился до 0,71 (возросла полная масса автомобиля), он все же оставался очень высоким для легкового вездехода (у «Виллиса» он не превышал значения 0,61). Масса прицепа в любых дорожных условиях, как показали ходовые испытания, могла достигать 1250 кг (57-мм противотанковая пушка ЗиС-2). Затем в эксплуатации она была ограничена до 800 кг. Со сравнительно тяжелой 76-мм пушкой ГАЗ-67 работал с перегрузкой, с потерей динамики, но и тогда максимальная скорость по шоссе достигала 58,5 км/ч, а по накатанному снегу мог преодолеваться подъем до 7 градусов. Такое движение не рекомендовалось, но допускалось в особых случаях на короткие расстояния. Скорость от 15 до 75 км/ч на прямой передаче он набирал за 27 с, двигаясь со средним ускорением 0,62 м/с2. Максимальное ускорение — 2 м/с2 — достигалось при разгоне на 2-й передаче. Своеобразной визитной карточкой ГАЗ-67 было 4-спицевое рулевое колесо с гнутым деревянным ободом диаметром 385 мм, вынуждено освоенное производством за одни сутки ввиду выхода из строя фабрики-поставщика карболитовых деталей (сгорела при бомбежке). Несмотря на неказистый и даже архаичный вид, такой руль прижился, водители его даже любили за удобство работы без перчаток, особенно при морозе, и не торопились заменять при случае на пластмассовый. И новое 3-спицевое пластмассовое рулевое колесо диаметром 425 мм, специально созданное для ГАЗ-67Б, оказалось настолько удачным и всех устраивающим, что стало стандартным для послевоенных грузовых автомобилей ГАЗ и выпускается до сих пор. Изготовление задних полуосей из стали 35ХГСА практически ликвидировало их поломки, хотя и не предотвратило совсем при больших перегрузках.
Красились ГАЗ-67 в темно-зеленый матовый цвет «4БГ-авто». Автомобили послевоенных лет выпуска легко отличить по характерной штампованной решетке радиатора с семью вертикальными прорезями и по трехспицевому рулю, унифицированному с послевоенными грузовыми автомобилями ГАЗ.
Шины с грунтозацепами марки Я-13 размером 6,50-16 увидеть на машине в наши дни практически невозможно, но некоторые реставраторы, которым посчастливилось приобрести такой экземпляр, ставят ее на запаску. Таким образом, вероятность увидеть в наше время «Газик» в виде, близком к первозданному, крайне мала. Также на старых фотографиях времен войны встречаются машины с лендлизовскими шинами от «Виллиса».
Технические характеристики
Общие данные
Производитель: ГАЗ
Годы пр-ва: 1943—1953
Дизайн
Тип кузова: фаэтон (открытый, универсального назначения)
Компоновка: Подключаемый полный привод
Колесная формула: 4 x 4
Двигатели
ГАЗ-64-6004
Производитель: ГАЗ
Марка: ГАЗ-64-6004
Тип: Бензиновый
Объем: 3 285 куб. см
Максимальная мощность: 54 л.с. при 2800 об/мин
Максимальный крутящий момент: 180 Н·м при 1400 об/мин
Конфигурация: рядный, 4-цилиндр.
Цилиндров: 4
Клапанов: 8
Диаметр цилиндра: 98,43 мм
Ход поршня: 107,95 мм
Степень сжатия: 4,6
Система питания: карбюратор
Охлаждение: жидкостное
Клапанной механизм: SV
Материал блока цилиндров: чугун
Материал ГБЦ: чугун
Ресурс: 20 000 км
Тактность (число тактов): 4
Порядок работы цилиндров: 1-2-4-3
Рекомендованное топливо: А-66 или А-70
Трансмиссия
механическая 4-ступ.
Производитель: ГАЗ
Модель: модернизированная КПП грузового ГАЗ-АА
Тип: механическая
Число ступеней: 4-ступ.
Передаточные отношения:
Главная передача: 4,444
1 передача: 6,4
2 передача: 3,09
3 передача: 1,69
4 передача: 1
Задняя передача: 7,82
Синхронизаторы: нет
Переключение: напольный рычаг
Характеристики
Массово-габаритные
Длина: 3350 мм
Ширина: 1690 мм
Высота: 1700 мм
Клиренс: 227 мм (с шинами 6,50-16)
Колесная база: 2100 мм
Колея задняя: 1446 мм
Колея передняя: 1446 мм
Масса: 1320 кг
Динамические
Макс. скорость: 90 км/ч
На рынке
Предшественник
ГАЗ-64
Преемник
ГАЗ-69
Другое
Грузоподъемность: 450 кг или 4 человека и груз 100 кг
Возможна буксировка артиллерийских систем или прицепа весом до 1200 кг
Расход топлива: 15 л /100 км
Оригинальное состояние.