Открывшийся в Токио 45-й по счету автосалон совершенно четко дает понять, что тектонический сдвиг уже произошел: производители практически игнорируют словосочетания «лошадиные силы» и разгон до «сотни» в пользу рассказов об искусственном интеллекте, автопилоте и различных системах обмена данными между автомобилями.
За счет этого отрыв от реальности России и стран СНГ по прибытию на автосалон в Токио существенно усиливается — дома в разговоре об автомобилях мы никак не можем обойти стороной вопросы как минимум объема двигателя. Здесь же есть ощущение, что это больше не интересует никого. Зачем нужны три литра, когда у электромотора крутящий момент больше и выходит он на предельную тягу быстрее?
Мы смотрим на буйство технологических красок в Токио на правах зрителей, которые на поезд уже опоздали. Даже в том случае, если оснащенные самыми передовыми автономными технологиями автомобили доберутся через пару лет до серии за рубежом, а потом появятся у нас, надо понимать, что имеющейся на территории бывшего СССР транспортной инфраструктуры для их полноценной работы не хватит. Для развивающихся рынков есть свой уголок платформ и технологических решений, которые в Токио, в общем-то, не показывают.
При взгляде на передовых японских производителей в лице Toyota и Nissan, складывается впечатление, что ждать от них действительно смелых решений в части шасси и силовых установок особо не стоит. По крайней мере в прошедших презентациях технической составляющей наиболее перспективных концептов внимания почти не уделили, но в красках рассказали о том, что в случае успеха эти машины смогут автономно возить своих владельцев, понимать настроение и запоминать их привычки.
Примечательно, что презентации уже упомянутых Toyota и Nissan вели европейские топ-менеджеры. Мы шли на стенды к указанному времени и с удивлением обнаруживали, что приемники с синхронным переводом дают не гостям, а японцам, которых на автосалоне абсолютно подавляющее большинство — мероприятие освещает внутренний рынок страны и для всех остальных представляет ограниченный интерес. Но у нас своя точка зрения: если европейцам многих японских машин точно не видать, то у россиян пока есть некоторые шансы.
Неоспоримое превосходство Toyota на автосалоне подчеркнули не только тем, что презентация этой компании была первой, но и расположением экспозиции — у ведущего японского автопроизводителя был свой павильон (половину которого занимает дочерняя Daihatsu, тоже с электрификацией), на него собралась огромная очередь перед пресс-конференцией.
В результате компания показала довольно консервативную модель Crown нового поколения, которую ждет большое будущее внутри Японии, и монументальный Century, тоже предназначенный для внутреннего рынка. Первой из упомянутых моделей в перспективе достанется пакет актуальных автономных технологий. Второй машине, вероятнее всего, по статусу все же положен настоящий, живой шофер. Потом были несколько интересных концептов, в которых опять же центральное место выделили для интеллектуальных технологий — никаких вам секунд до «сотки».
Еще недавно руководство Toyota охотно обсуждало перспективы гибридов и водородомобилей, но сейчас прямым текстом было сказано: наш следующий шаг — «чистые» электрокары. Родственный Тойоте бренд Lexus альтернативные силовые установки упоминать не стал и весь акцент сделал на подготовке рабочей системы автопилота — ее должны доделать к 2020 году.
У Nissan тоже был европейский «варяг» — исполнительный вице-президент Nissan Global Даниэль Скиллачи. Отдельно интересно то, что выступление он начал с извинений относительно ситуации с производственным скандалом на заводах Nissan. Речь идет о допуске неавторизованных лиц к инспекции автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка.
Nissan не показал ни одной новой машины с двигателем внутреннего сгорания — только электрический кроссовер (у него хотя бы назвали отдачу силовой установки — 430 л.с.) и не менее электрический Leaf с претензией на спортивный характер и доработками от Nismo. Третий элемент презентации — анонс участия Nissan в столь же электрических гонках Formula E.
В центре внимания у Хонды — два электрокара, один из которых уже утвердили в серию. Обе машины выполнены в ретростилистике, весьма востребованной в наше время. Если у Хонды получится оперативно выпустить показанное в этот раз купе Sports EV, то компания имеет все шансы сформировать новый сегмент на рынке.
У Mitsubishi — фантазия на тему легендарного бренда Evolution. Спортивных седанов с турбомоторами, судя по всему, ждать больше не стоит. Представители компании не упустили возможность попросить прощения за недавний скандал, за которым последовали финансовые трудности и последующее вхождение в состав Renault Nissan — в альянсе Mitsubishi собирается отвечать за класс SUV.
Извинения топ-менеджеров — интересное обстоятельство, поскольку текущий автосалон в Японии проходит на фоне двух еще не разрешенных кризисных ситуаций в местном автопроме. Это история с несанкционированной инспекцией Ниссанов и махинациями концерна Kobe Steel, который поставляет металлические заготовки почти всем японским автопроизводителям. Зарубежные СМИ не упускают возможности сложить эти события воедино с колоссальным скандалом вокруг производителя подушек безопасности Takata и связанными с ним смертями водителей Хонд. Существует ли кризис качества в японской автоиндустрии?
Вернемся к японскому видению будущего. У Suzuki — тоже электричество. Новый Jimny так и не показали, вместо него был смелый внедорожник e-Survivor и несколько кей-каров, о которых так или иначе рассказывали ранее.
Более-менее «аналоговые» ценности и ДВС были у сравнительно небольших брендов Subaru и Mazda. Субару подготовила к выставке очередной концепт из серии Viziv и представила вереницу машин с шильдиком STI, впрочем, не таких свирепых, как в былые времена. У BRZ турбины по-прежнему нет. А еще компания готовится выпустить большой внедорожник для США и гордится живучестью своих машин на этом рынке — 98% проданных за последние 10 лет автомобилей по-прежнему перемещаются самостоятельно и служат своим владельцам.
Мазда вкладывает существенные ресурсы в развитие и популяризацию нового типа бензиновых двигателей внутреннего сгорания. Воспламенение смеси в них происходит благодаря сжатию. При этом производитель тоже думает об экологии и готовит свой план по сокращению вредных выбросов к 2030 году.
Кроме того, Мазда показала действительно роскошную концептуальную «четырехдверку» Vision Coupe. С учетом прототипа хэтчбека Kai, который имеет все шансы стать следующей Mazda3, можно утверждать, что стенд Мазды стал одним из самых ярких на выставке с позиции дизайна.
Европейцы привезли все то, что показали где-то раньше. Есть несколько азиатских премьер, но ничего принципиально нового не было. Самый «свежак» — концепты недавнего осеннего Франкфурта, например, прототип BMW Z4, который делит техническую составляющую с новой Supra (ее так и не показали, но ждать осталось недолго), и гибридный AMG Project One с «формульными» технологиями и 1,6-литровым турбированным V6.
Похожая ситуация наблюдается у Volkswagen, Audi и Porsche — на площадках последних двух можно посмотреть на массивный концепт Audi Q8 и новый серийный Cayenne. Настоящие новинки немцы предпочитают показывать если не дома в Германии, то хотя бы в Европе.
Стенд Renault поделили пополам между «обычными» машинами и творениями Renault Sport. Судя по всему, в Японии сложился определенный круг любителей спортивных Рено — машины этой марки с шильдиком RS время от времени попадаются на улицах Токио в отличие от «гражданских» Renault.
Отдельное место в этом году в Токио занимает виртуальная реальность — соответствующие стойки попадались на разных стендах. К примеру, у Porsche было некое подобие конфигуратора Panamera — в шлеме можно рассмотреть автомобиль в деталях, посмотреть разные варианты окраски кузова и примерить колесные диски.
Ключевые для рынка японские производители в Токио в том или ином варианте показали интерес к электрификации, автономным технологиям, сетям по обмену информацией или искусственному интеллекту. Проблема заключается в том, что многие их зарубежные конкуренты продвинулись в этих сферах дальше и готовы показать хотя бы промежуточные результаты.
Станут ли представленные в Токио в 2017 году тренды актуальными, мы вряд ли узнаем раньше 2020 года. Именно эта «магическая» дата мелькала у разных производителей в качестве срока запуска в серию показанных ими технологий. Времени должно хватить как на реализацию планов, хотя бы частичную, так и на очередную смену направления.
Продолжение бонус-трека смотрите в фотоальбоме.