Что есть предел? Нужно ли «рвать» автомобиль, чтобы понять его возможности? На мой взгляд — да. Именно с этой целью спортсмены участвуют в любительских соревнованиях или просто валят на всю катушку по бездорожью на только что построенных прототипах. Пусть отлетит и сломается все, что было сделано недостаточно прочно — автомобиль вернется в гараж на эвакуаторе и будет переварен, перенастроен и переделан так, чтобы добиться максимального результата в престижных гонках. Иногда на лечение «детских болезней» уходит не один сезон. Судьба обычного кроссовера, такого как наш редакционный VW Tiguan — иная. Через два-три года его продадут или отдадут в трейд-ин, как и любой другой автомобильный масс-маркет. Главное, чтобы он добежал до конца гарантийного срока без проблем. А поскольку Тигуан все же кроссовер, то проблем он не должен доставлять и в тех редких случаях, когда съезжает с асфальта. Далеко ли можно съехать, чтобы обойтись без повреждений, когда лучше остановиться и дойти пешком? Ответить на эти вопросы — главная цель внедорожных испытаний «паркетника». Именно с ней я и отправился к себе на дачу, когда-то специально купленную в таком месте, куда непросто добраться на обычном моноприводном легковом автомобиле. Как говорится, «подальше положишь — поближе возьмешь». Чужие в нашу деревню не ходят — потенциальных расхитителей имущества пугает удаленность от трассы и полное отсутствие дороги. Но и свои доезжают не всегда.
Во-первых — далеко от Москвы: только по асфальту нужно проехать целых 250 км. Если бы не пробки (а теперь еще и многочисленные радары, следящие за соблюдением скоростных ограничений), это расстояние можно было бы преодолеть за два — два с половиной часа. Но я потратил целых четыре. В будний день МКАД с шести утра стоит в моем направлении почти мертво, целый час я проверял плавность срабатывания DSG в лютой пробке — тут никаких нареканий. Затем внезапно произошел тест на прочность резины и правого переднего колесного диска. За Подольском, на мосту через реку Моча криворукие дорожники нарезали глубоких «дырок» с острыми краями — «ямочный ремонт» в его худшем виде — без предупреждающих знаков, в темноте налететь на ремонт диска и подвески легче легкого. Меня, благодаря высокопрофильным покрышкам размерности 215/65R17, пронесло: даже не пробился. А вот на легковушках несколько пострадавших стояли на обочине и ставили запаски.
Стационарные камеры на моем маршруте кончаются километрах в ста пятидесяти от столицы. На абсолютно пустой в недачный сезон трассе, на мой взгляд, можно слегка отойти от точного соблюдения скоростных ограничений — естественно, не переходя рамки здравого смысла и безопасности для окружающих вроде внезапно вываливающихся из лесу утренних деревенских алкашей или заблудшего трактора.
Под капотом нашего Тигуана стоит 2,0-литровый турбированный бензиновый мотор, настроенный так, чтобы вы забыли про турбину — разгон абсолютно линейный, ровный, комфортная скорость — около 140–150 км/ч. Если бы я ехал по немецкому безлимитному автобану — легко держал бы 180 км/ч, у «Фолькса» отличная курсовая устойчивость, на большой скорости его не сбивает даже набегающим потоком воздуха от встречных фур, он не парусит — только ветер слегка посвистывает над левым ухом водителя. В остальном — тишь да гладь, ни раскачки на волнах, ни кренов. Долетел до поворота на свой грейдер на одном дыхании, правда, скоростной прохват обернулся повышенным расходом — 13,2 литра на «сотню»!
Вот почему местные дачники, несмотря на трудности в межсезонье, предпочитают экономичные легковые автомобили — каждая поездка на родную фазенду пробивает в семейном бюджете небольшую брешь.
Знакомая грунтовка — знакомые проблемы. «Гладят» наш грейдер регулярно, ведь это местный «БАМ», по нему ездят в два десятка разбросанных по району деревень, но и на достаточно ровном покрытии слышны характерные «ваговские» звуки — подвеска слишком часто срабатывает на отбой уже после 50–60 км/ч. Однако на курсовую устойчивость это никак не влияет — слишком хороша система стабилизации. Между тем вредная гребенка, на которой «Фолькс» деревенеет, сменилась ледяным катком. Наша «липучка» тут практически не держит, тормозной путь увеличился до несовместимых с жизнью размеров, благо что даже с выжатой в пол тормозной педалью кроссовер слушается руля.
А вот и съезд в поле. В этом году его не пахали, к тому же ночью немного подморозило, так что грунт твердый, стравливать давление в шинах не нужно.
Правда, у нашего Тигуана городской вариант переднего бампера — с неприятным свесом, но даже он позволяет проходить мелкие «засады» с разгона. Четыре километра дачного бездорожья почти не принесли сюрпризов, только в луже под проломившимся льдом пришлось потрудиться противобуксовочной системе. Тигуан имеет два внедорожных режима: первый — обычный, в нем включается помощь при спуске с холма, отключается ESP, ABS позволяет колесам «нагребать» буртик перед собой, чтобы эффективнее тормозить в грязи, руль и педаль газа не столь резко отвечают на управляющие действия. Второй — индивидуальный, в нем можно отключить или включить почти каждый параметр отдельно.
Ох уж эта предзимняя мрачная красота средней полосы России — свинцовые небеса, скудные краски, даль, окутанная туманной дымкой… Отлично смотрится на фото, но чтобы сделать снимок, приходится вылезать из теплой машины в холодную, промозглую слякоть.
Каждая лишняя минута на свежем воздухе может обернуться простудой, и не дай бог застрять в этой хмари надолго. Не у каждого тракториста найдется подходящий трос, да и за трактором порой приходится идти десяток километров. У Тигуана отличная противобуксовочная система, она прекрасно вывозит из диагонального вывешивания, не пасует в жидкой грязи, если под ней есть твердая основа в пределах 200-миллиметрового клиренса. Но «случаи всякие бывают», поэтому я всегда вожу с собой «джиперский минимум»: сапоги, прочную лопату с коротким черенком, прочный рывковый трос, купленный в специальном внедорожном магазине, пару шаклов, компрессор, манометр и колпачок на ниппеле, с помощью которого можно гораздо быстрее сдуть колеса до 0,5 атм, этот самый ниппель выкрутив (при вдвое пониженном давлении проходимость любого автомобиля возрастает в два раза).
Это если не аксиома, то алгоритм, работающий в подавляющем большинстве внедорожных случаев. Но не всегда. Например, в этот раз мою внедорожную инспекцию остановила разбухшая от дождей речка — купания выше уровня порогов, если глубина преодолеваемого брода не прописана в инструкции, противопоказаны любым легковым автомобилям.
Так что свою дачную внедорожную инспекцию я закончил как раз к наступлению темноты, напоследок «вывесившись» при развороте — а что стесняться, противобуксовка вытянет. Да еще проверил помощь при спуске на длинном тягуне — у «Фолькса» она работает плавно, не пугая резким броском вниз с вершины холма и последующим резким торможением, как это бывает у иных кроссоверов. Достигнутыми результатами остался доволен — разработчикам Тигуана удалось добиться идеального компромисса — поведение кроссовера на асфальте выше всяких похвал, но и перед легким бездорожьем он не пасует, выезжая за счет неплохого клиренса и очень хорошо настроенной электроники.
То есть Volkswagen Tiguan в идеале не должен доставлять владельцу никаких проблем в течение всего срока службы при правильной эксплуатации. Что и требовалось доказать.
Григорий Алешкер