Когда в 2017-м мы купили этот немецкий кроссовер, практически все, кто ездил на машине, отмечали, что она скучная, слишком правильная. Это как бы не совсем недостаток, но за те деньги, которые за него просили тогда (все единогласно сошлись во мнении, что 1 935 900 рублей за не самую богатую комплектацию — это дорого), хотелось бы больше эмоций. Эх, знали бы, что сегодня за эти деньги даже Volkswagen Taos на атмосферном моторе 1.6 с «механикой» и на переднем приводе не купишь… А тут тебе и полный привод, и «робот», и 2,0-литровый TSI о 180 л.с. Пушка-гонка! И так бывает — купили на ресурсный тест заурядный семейный кроссовер, проехали десятки тысяч километров и на выходе получили по цене уже почти премиум.
Кстати, о пушке-гонке — именно за ездовые повадки и любят ВАГи. Они хорошо рулятся и прекрасно держат дорогу. Но — хорошую дорогу. И есть вопросы по динамике. Так, подвеска Тигуана на грунтовых дорогах нередко срабатывает на отбой даже на небольших скоростях 50–60 км/ч, хотя к курсовой устойчивости и плавности хода на междугородных асфальтовых трассах вообще никаких претензий. Динамика — более чем достаточная, хотя чувствуется, что машина слегка придушена программно, да и лошадиных сил и ньютон-метров снято с 2,0-литрового мотора по современным меркам немного, есть потенциал. Поэтому Тигуаны так легко и охотно чипуются. Но есть вопросы по работе связки «мотор+коробка». В режиме кикдауна коробка в силу конструктивных особенностей долго думает, прежде чем подоткнуть нужную передачу. Ситуацию можно более или менее исправить только включением спортрежима или использованием ручного режима. В спокойной езде и по пробками замечаний ни к мотору, ни к коробке нет. И, кстати, есть у мотора запас по иммунитету к плохому бензину — мы даже истязали его некоторое время АИ-92, «аппетит» растет, показатели ухудшаются, но в целом на какое-то время двигатель адаптируется к низкооктановому топливу без последствий.
А еще при таком сочетании массы, полного привода и мощности мотора Tiguan очень экономичный. На трассе можно на одном баке проехать почти 900 километров — это расход бензина около 6 литров на 100 километров! В городских условиях, конечно, картина не настолько радужная, но и больше 11 литров, как правило, не получается. А вот если откровенно «вжаривать», то можно сжигать и по 13 литров. Словом, машина умная и всячески дает понять, как ездить правильно, а как — не очень. Причем не только поведением, но и множеством лампочек, индикаторов и датчиков. Ну и маркетинга в ней не меньше, чем инженерных изысков.
Что касается проходимости, то в восторге от нее не остался никто из тестировавших. Да, электроника позволяет худо-бедно выбираться из легких ловушек, из которых не выберется моноприводная легковушка, но не более того. «Брызговики» и передний бампер, да и вообще все пластиково-металлическое, что есть внизу, постоянно кряхтят «ну куда ты полез?!» на любых мало-мальских переломах поверхности. Даже банальный съезд с дороги под уклоном не внушает уверенности в отсутствии последствий для низкой «губы» переднего и пластика заднего бампера. Плюсуем сюда упомянутую «асфальтовость» подвески и получаем узкоспециализированный кроссовер — идеален для дальних асфальтовых вояжей и удобен в городских джунглях.
Возможно, именно поэтому автомобиль дожил-таки до внушительных цифр на одометре — 175 713 километров на начало ноября 2021 года, причем 43 000 километров приплюсовались уже за последние полгода, с мая. Tiguan просто эксплуатировали как свой автомобиль, каждый раз не решаясь съехать в грязь или колею. Так, пара бродов по пороги в Карелии да сибирский снежок по ступицы. Где-то сейчас пустили скупую ресурсную слезу дромовские Arkana, Kaptur и Niva Travel, а Haval F7 так вообще впал в депрессию. Volkswagen Tiguan в буквальном смысле исколесил всю страну вдоль и поперек (разве что на Колыму не ездил) — от Владивостока до Черноморского побережья и от Сибири до Карелии. Причем в основном по трассам. Что могло случиться при таких режимах?
Мы же в России, и случиться могло все что угодно. И так хорошо все начиналось! Машина еще даже не получила государственные номерные знаки, а вот фирменные дорожные «портаки» уже набила. Точнее, набил Ford Focus, который на одной из московских парковок недружелюбно боднул Тигуана в правую переднюю дверь и крыло. Отличный зачин для блога! Но это стало лишь поводом убедиться в нерасторопности работы страховой компании и дилера. Впрочем, ничего нового.
А вот к исходу первого года жизни Tiguan вполне мог лишиться мотора, ну или как минимум попасть на капитальный его ремонт — в одной из свечей зажигания повредился керамический изолятор (об этом машина намекала своим поведением, но не особо настойчиво). На плановом ТО это обнаружилось — слава богу, пронесло. Поменяли, и мотор стал работать как ни в чем не бывало.
Это прозвучит странно, особенно для аудитории из восточной части страны, но в целом автомобиль за все это время не доставил каких-то проблем. И расходы на него укладываются в медианные величины по рынку. Даже масло пришлось подливать всего один раз на пробеге после 100 000 километров, хотя это никак не соотносится с многочисленными отзывами о двигателях в интернете, согласно которым в ваговские моторы требуется доливать масло чуть чаще, чем жидкость в бачок стеклоомывателя. Также особо пытливые читатели могли видеть на фотографиях канистры с маслом в багажнике Тигуана: они есть во всех тестовых машинах — на всякий случай.
Главный бич немецкого автомобиля — его технологичность. А главный бич технологичности — непредсказуемость. То есть в целом все может быть хорошо и благополучно, но однажды можно хорошенько налипнуть на замену какого-нибудь дорогущего датчика или тем более блока управления. Пару раз Tiguan тревожил индикаторами (датчики парковки, давления шин, check engine), но в итоге все либо само проходило после перезапуска, либо обнулялось сканером при очередном ТО.
Основные затраты на автомобиль получились будничными и связанными с естественным износом, механическими повреждениями и большими пробегами. Так, Tiguan не выдержал испытания бордюрами, парковками и легким городским бездорожьем, и теперь у него порядком убитые передний и задний бамперы. Не критично, но неэстетично. Во время одного из трассовых пробегов радиатор пал смертью незащищенных дилерской сеточкой. Заменили на оригинальный за 32 000 рублей. Пару раз за 175 000 км меняли вкруг тормозные колодки, один раз — тормозные диски. Поскольку оригинальные стоили как-то уж слишком не по-народному, взяли альтернативные — бренд Zimmermann. Колодки тоже неродные — TRW. Словом, все, как у нормальных людей.
А еще Тигуан убил аж четыре аккумулятора за два года! Но тут уже не спишешь на регулярную эксплуатацию, скорее как раз на нерегулярную. В какой-то период машина резко сдала в ежедневных пробегах и частенько простаивала во дворе, в том числе зимой. Это быстро убило сначала родной AGM-аккумулятор (15 000 рублей), затем новый, затем еще один новый, и остановился Tiguan пока на третьем новом. Тут, каемся, есть и наша вина. Во-первых, в машине не был отключен GSM-GPS-трекер, который мы ставим на редакционные машины и который все это время пахал на постоянку. А во-вторых, где-то уходил заряд по штатной электронике. Тут история очень захватывающая!
Volkswagen Tiguan уже дважды хотели выставлять на продажу. Потому что с контентной точки зрения автомобиль наискучнейший, а использовать машины сугубо в личных целях у нас не приветствуется. Поэтому первый раз автомобиль должен был встать на аукцион еще с пробегом 120 000 километров. Но президент России сказал повременить с продажей и для этого ввел локдаун. Поэтому в таких условиях продавать машину стало бессмысленно и Тигуан продолжил наматывать асфальт на колеса.
Вторая попытка продажи состоялась уже осенью 2020-го, мы также уж было подготовились к ней и даже сделали химчистку салона. Но она, увы, не прошла бесследно, и после водно-химических процедур что-то пошло не так — перестало работать штатное головное устройство. В автомобиле не стало ни музыки, ни «климата», ни даже ГЛОНАСС, который, по идее, должен работать даже на дровах. Но нет, он лишь приказным тоном писал сообщение на окошке панели приборов: «В ремонт!».
В итоге пока искали проблему, VAG стоял, а AGM опять помирал. Прошло полтора месяца с момента химчистки, все, видимо, просохло, и мозги машины как-то самостоятельно встали на место и заработали. И тут снова замаячила перспектива использовать машину на благо редакции, благодаря чему Tiguan и домотал оставшиеся 45 000 километров краснодарской командой Дрома.
В мае во Владивостоке, еще перед переездом в Краснодар, Tiguan прошел комплексную оценку Drom Assist (смотрите отчет), согласно которой автомобиль находится в нормальном техническом состоянии, соответствующем пробегу. Есть целый ворох ошибок по сканеру, но это все от того, что автомобиль, как уже выяснили, сильно умный, и бортовые самописцы фиксируют любую мелочь. После того как машина перебралась из Владивостока в Краснодар, в ней были заменены все стойки и амортизаторы, а также передние нижние рычаги с сайлент-блоками. Из недоделок — продолжает в жару подтекать помпа и корпус термостата. Видимо, замены не избежать, сколько с собой ни вози жидкость на доливку...
По кузовщине ситуация для такого пробега нормальная: правое переднее крыло заменено «на старте» (в отчете Drom Assist указано, что крыло не оригинальное, но оно оригинальное, а не оригинальное в том смысле, что не то, которое поставили на конвейере). Правая передняя дверь покрашена, бамперы «покоцаны» снизу. Ну и сколы на капоте, куда без них при интенсивной трассовой эксплуатации.
Резюмируем те небольшие проблемы, которые есть у автомобиля:
В настоящий момент, с третьей попытки, Tiguan наконец-то продается! Как обычно, продажа будет происходить по принципу обратного аукциона со стартовой цены 2 250 000 рублей. Каждый день цена будет уменьшаться на 30 тысяч рублей. Внимательно рассмотреть автомобиль со всех сторон можно в объявлении.
Объявление: «Продажа Volkswagen Tiguan, 2017 год в Краснодаре».