Когда в наших сравнительных тестах участвуют немецкие автомобили, мне приходится очень тщательно следить за тем, чтобы сохранять объективность в оценках. Дело в том, что современный немецкий автопром я ненавижу всей душой. В целом и в частностях. Я не могу простить немцам даунсайзинга двигателей, разворота от безусловной надежности к программируемым поломкам, извращения основополагающих внедорожных принципов, а главное — всепоглощающей скуки.
Когда наконец-то случится «робокалипсис», восставшие «терминаторы» убьют всех людей, кроме немецких инженеров и дизайнеров. Человекообразным машинам понадобятся машиноголовые гуманоиды, которые, включив на полную громкость «Kraftwerk», будут поколение за поколением штамповать очередной бездушный Volkswagen.
«Wir fahr'n fahr'n fahr'n auf der Autobahn». Да, именно идеальный немецкий автобан — настоящая стихия Тигуана. Газ в пол, линейный разгон, отличная управляемость, ни трещинки под колесами, елочки-пригорочки мелькают где-то за белой полосой обочины, красиво подсвеченные заходящим солнцем, — полный «орднунг». Любая неровность — нарушение, о котором подвеска тут же сигнализирует легким «тычком» по кузову. Съезд с асфальта — как погружение в чуждую реальность, где все против правил.
Но Тигуан, в меру представления своих создателей о бездорожье, готов сопротивляться грязи отсталого человеческого мира, лишь бы ее глубина не превышала двухсот миллиметров. Тут главное — не торопиться, жесткая подвеска не выносит скоростных прохватов по ухабам. Переключаюсь во «внедорожный» режим, и даже на «лысой» асфальтовой резине кроссовер уверенно ползет по раскисшей глиняной грунтовке. Умная электроника, на зависть более «внедорожным» конкурентам, перекидывает тягу к нужным колесам мягко, без рывков, запаздываний и не скрежещет тормозами впустую. Жаль только, стандартный «городской» бампер очень портит геометрическую проходимость. Но одним опциональным бампером дело не исправишь: с внедорожной точки зрения Tiguan в любом случае «порченый», ведь вместо нормального «автомата» у него «робот» DSG, который не переживет частых встреч с первозданной живой природой.
Впрочем, любители уехать подальше от цивилизации покупают совсем другие автомобили. А Volkswagen выбирают те, кто автомобили не любит вовсе. Ведь новый Tiguan — это просто очень удобная, практичная вещь на каждый день, от которой не жаль избавиться по истечении гарантийного срока эксплуатации.
Редко, но случается так, что попадаешь на обед в незапланированное место, а там вместо стандартных блюд — восхитительный пир. Выглядит привлекательно, пахнет аппетитно, консистенция идеальная, а вкусно так, что мечтаешь о добавке. Вот так у меня получилось с новым Tiguan. Готовилась поездить на хорошо знакомой качественной «рабочей лошадке», а попала почти в «премиум».
Вроде бы все обычно. Внешность узнаваемая. Салон тоже без революционных инноваций. Материалы и сборка хоть и качественные, но явно недорогие. При посадке руки сами тянутся к нужным рычагам и «крутилкам», обустройство занимает минимум времени. Но все эти визуальные и тактильные ощущения уходят на второй план, когда собственно начинается процесс «принятия пищи» — вождения.
До чего же уравновешенный автомобиль получился! Хваткий упругий руль — плотный и легкий одновременно. В поворотах Tiguan четко проходит задуманную траекторию. Отзывчивая педаль газа, покладистые тормоза и подвеска — настолько комфортная, что я про нее вообще не вспоминала. А еще Тигуан — тихий: он стал для меня первым в сезоне автомобилем на летних шинах и с реально хорошей шумоизоляцией. Гриша, говорит, что и на бездорожье «немец» не так уж плох, а ему можно верить. Но с отвисшей «челюстью» переднего бампера надо быть осторожнее.
Восторг? Почти. Но его довольно легко сбить, узнав, что «счет» за простую и вкусную еду выходит чуть ли не таким же, как за блюда высокой кухни. Более двух миллионов рублей, которые просят за средний по всем параметрам, хоть и очень хороший автомобиль, отрезвляют. На эти деньги можно квартиру купить, а не «народный» Volkswagen.
Может ли руководитель какой-либо фирмы увлекаться катанием, ну, например, на скейтборде? А делать это в своем деловом костюме — респектабельном и безупречно выглаженном? Новый Тигуан — тот же деловой костюм успешного человека: строгий дизайн, выверенный интерьер… Этот «костюм» будет по фигуре подавляющему большинству владельцев. Он окажется к месту и на парковке многоквартирной высотки, и у ворот загородного коттеджа. На нем одинаково удобно как ежедневно ездить на работу, так и рвануть с семьей на недельку к морю. Уже этого достаточно, чтобы прогнозировать успех новинки.
Я знаю не менее удобные, ладные, вместительные, универсальные и комфортные автомобили. И лишь немногими из них приятно управлять. Я ни в коем случае не призываю лавировать между рядами и при любой возможности добавлять газу: на Тигуане приятно ехать и сдержанно — не превышая и не подрезая. Однако как неожиданно четко этот кроссовер «пишет» виражи на пригородных трассах, как легко на нем объезжать ямы! Он не то что не сопротивляется, он словно помогает водителю заруливать в повороты! Этим новый Тигуан меня просто покорил.
Взял бы я себе такой кроссовер? Однозначно да. Причем с любым мотором (кроме самого мощного) и полным приводом. И можно даже не в «топе»: в Тигуане самое ценное — это его характер, на который лишние опции никак не влияют.
Пока я катался на новом Тигуане, меня часто спрашивали: «Ну и как он?». Долго мычав в ответ, я, как правило, так и не мог выразить свою мысль четко. Дело в том, что машина эта стремится к идеалу. Вроде бы во всем полный порядок, как принято у «немцев», вопросов не возникает. Но что-то не дает сказать: «Вау, да он супер!».
Что же не так? Я — человек, который одной ногой в автоспорте, активная езда у меня в крови, и все, что попадает мне в руки, непременно ускоряется и смещается в заносах. Трансмиссию — в спорт-режим, руль — покрепче и газ в пол! Погоняем?
С мощностью и откликами на газ у нового Тигуана все хорошо: динамики вполне хватает для очень даже быстрой и активной езды. Все в порядке и с «рулежкой» — информации достаточно, а реакции понятные и четкие. А вот хваленая DSG меня не зацепила. При не слишком интенсивных ускорениях — все идеально. Но при максимальной отдаче «робот» уже не так крут. Дергает, тупит, сомневается. Чувствуется, что вся его суперспособность к мягким и быстрым переключениям куда-то потерялась, и… прекрасный Tiguan GTI превратился в простой, но хороший «паркетник». И все же я говорю этому автомобилю да! И даже посоветую друзьям.
Когда Toyota RAV4 начали собирать в России, я сразу подумал, что Дрому неплохо было бы заиметь такой кроссовер для долгосрочного теста. Этим фантазиям не суждено было сбыться, зато теперь у нас есть новый Tiguan. И этому факту я рад даже больше, поскольку тепло отношусь к продукции VAG’а после беспроблемной эксплуатации редакционного Skoda Rapid. Да и читателям хорошо: ведь Тойота с ее императорским качеством «не ломается», а «одноразовый» турбомотор и «робот» просятся на свалку сразу после схода автомобиля с конвейера — отличный повод почитать блог!
Давайте начистоту: этот Тигуан — отличный автомобиль, и это не плод моих убеждений. Выглядит стильно и самобытно, едет и рулится почти как хот-хэтч, достойно оснащен, эргономичен и не вызывает вопросов по универсальности: багажник большой, на крыше есть рейлинги, а в салоне — россыпь кармашков-тайников.
Как и любой VW, этот можно сконфигурировать под себя подобно смартфону, выбирая нужные приложения-опции. Правда, это стоит денег, и версия «чуть лучше среднего» легко убежит за два миллиона. Дорого? 150-сильный мотор поможет сэкономить на покупке, налоге и страховке. Такой выбор видится вполне оправданным, учитывая тот факт, что динамика нашей 2,0-литровой машины в обкаточном режиме показалась мне даже избыточной.
За пару сотен километров, проведенных за рулем, я не нашел недостатков, способных добавить дегтя в это позитивное повествование. Но не думаю, что рынок будет солидарен со мной. Доверие к TSI и DSG в наших консервативных умах еще не сформировалось, а другого новый Тигуан не предлагает. Да и конкурентов достаточно. Благо первое поколение кроссовера уже проторило тропу, и все, что нужно сделать новой модели для успеха, — не совершать ошибок. Пока с этой задачей он справляется.
Volkswagen Tiguan вполне может претендовать на звание оптимального автомобиля для тех, у кого вообще хватает средств, чтобы рассматривать такие покупки. Что мы имеем? Актуальная внешность — есть, полный привод — да, кроссоверные амбиции (полный привод, да и какой-никакой клиренс прилагается) — тоже, динамика — с этим вообще все здорово.
К эргономике никаких вопросов нет — все на своих местах и менять что-то не хочется совсем. За рулем — как дома! В этой машине недостатки можно найти, только если задаться такой целью. Примерно этим я сейчас и занимаюсь. И, честно говоря, не очень-то получается.
Более-менее очевидная проблема — подвеска жестковата. И выяснил я это на не очень хороших весенних дорогах Москвы, которые в сравнении с другими регионами РФ окажутся вполне приличными. Ясно, что это расплата за драйверские качества машины, но я сомневаюсь, что целевой аудитории Тигуана острая управляемость важнее безусловного комфорта.
Так уж случилось, что в моем окружении полно Тигуанов прошлого поколения. Друзья, родственники, знакомые — очень многие 2–3 года назад выбрали себе именно этот кроссовер в качестве личного транспорта. Почему? 2,0-литровый низкофорсированный мотор, проверенный «автомат», полный привод, наличие «внедорожных» модификаций, удобный салон, хорошее качество материалов и — самое важное — не такая уж высокая на тот момент цена, учитывая производство в Калуге.
Новый Tiguan тоже делают в Калужской области, но современные реалии таковы, что стоимость даже средне укомплектованного кроссовера переваливает за два миллиона рублей! 2,0-литровый турбомотор стал немного мощнее, «автомат» заменили на более прогрессивный «робот», а систему полного привода снабдили возможностью выбора режимов. Короче говоря, усложнили конструкцию, что в современной России не всегда хорошо. Но с эргономикой, трансформацией и вместительностью у Тигуана по-прежнему все в порядке. Хотя мне кажется, что качество изготовления деталей интерьера стало даже чуть попроще, как и шумоизоляция. И это при цене в два миллиона? Зато «в нагрузку» новый Tiguan построен на современной платформе MQB, и именно она обеспечивает кроссоверу столь четкую управляемость.
Хорошая динамика, быстрый «робот» и классная «рулежка» — все это не может не радовать. Но ваши восторги сильно поубавятся, когда вы съедете с ровного асфальта. На разбитой дороге Тигуан серьезно трясет. Если раньше российская адаптация делала почти все Volkswagen мягче и плавнее, то в этот раз снова что-то явно намудрили, но теперь уже в другую сторону: жестко, и это нельзя оправдать даже классной управляемостью.
Нравится ли мне новый Tiguan? Если бы не нужно было частенько ездить по грунтовкам и плохим дорогам, то я бы однозначно сказал да. Но выбрал бы 150-сильную версию с турбодизелем. Она стоит чуть дешевле, при этом даже в базе оснащена штатным подогревателем. Такой кроссовер был бы намного экономичнее, но почти не уступал бы бензиновому в динамике. Позволю себе немного приоткрыть завесу тайны: скоро мы расскажем вам о Тигуане с турбодизелем более подробно.