Многое уже писали про 80-ю серию, в основном восторженные отзывы, сопровождаемые кучей фотографий, поэтому кому хочеться посмотреть на 80-ку - выйдите не улицу минут на 10, все увидите своими глазами, ибо полюбому проплывет мимо этакий крейсер. Поэтому хвалиться фотографией практически стоковой 80-ки у меня нет никакого желания. Будет что показать - добавлю список доработок и выложу фотографии.
Всех остальный прошу заняться обдумыванием фактов и моего субъективного мнения. Сразу предупрежу, что про мелочи из разряда лампочек, царапин на панели, потёртого рычага КПП, идиотских ковриков и т.д. писать не буду. Крузер покупают либо для понтов и асфальта, либо для активного отдыха. Люди купающие 80-ку для второго считают это не проблемами и поводами для расстройства, а досадными недоразумениями, которые исправляются автоматически, не задумываясь.
Машину выбирал вполне осмысленно, 7 лет участия во внедорожных мероприятиях, дружеских покатушках и экпедициях позволили оценить и попробовать практически все доступные модели внедорожников. Выбор пал на TLC 80 из-за выдающихся ходовых качеств и огромного запаса прочности.
Крузака брал хорошо ушатаного предыдущим хозяином, руководствуясь собственными финансовыми возможностями и болееменее знанием дела. Критерием было целая рама, не совсем уезженный дизель 1HZ, механическая КПП, лебедка и божеский внешний вид. К моменту когда "ударили по рукам" полнота картины состояния машины было уже составлено на 90%:
TLC HZJ81 94г. 4,2 дизель, МКПП, мех. лебедка, комплектация GX, межколесных блокировок нет, левый руль.
1. Двигатель по всякому года 2-3 походит без проблем, если чуток подшаманить, хотя навскидку прошел тыс 300-400 (показания одометра настолько явно скручены, что даже писать про это не хочу), потом лучше поменять. Все равно откапиталить "по-заводскому" дороже.
2. Передний мост требует переборки, но без серьезных затрат, задний нареканий не вызывает.
3. Рулевое целое и в отличном состоянии.
4. К салонукузову неплохо было бы приложить руки, местами всерьез.
Из машины планировалось делать внедорожник класса "туризм" (33" со всеми вытекающими в виде лифта подвески и кузова, силовых подножек-бамперов-багажников, навигационного оборудования и других прелестей автономной машины) для путешествий, охоты, рыбалки и других видов активного отдыха. Соответвенно наплевательски отнесся к состоянию подвески (ибо все равно в итоге поменял на ТачДог +2") и родных обвесов в виде бамперов - подножек - красотулек.
Первые дни эксплуатации внесли коррективы в список вложений, в основном в сторону увелицения и по началу несколько обескуражили, но, "попинав балоны" в задумчивом размышлении с бутылкой пива в руках, пришел к выводу, что все решаемо. Заменил распылители форсунок, чем загнал расход солярки с 14,9 до 12,6 в городе. По трассе чуть меньше, но не глобально. Под замену попали так же аккумуляторы и клеммы, левое боковое зеркало, креставины карданов, тормозные колодки вместе с переборкой передних суппортов, расходники и кое что ещё по мелочам. Купив на строительном рынке 2 листа фанеры и ковровое покрытие за выходные соорудил в машине разборный спальник (205 см х ширина салона), что при моем росте 192 очень даже удобно. На этом первый этап постройки экспедиционника был приостановлен на летние ходовые испытания в виде поздок на рабалку, отдых и поездок выходного дня. С наступлением осени по случаю поставил ТачДоги +2 дюйма и пока не пожалел.
Ходовые испытание:
1. Город: 4,2 атмосферник + механика = сила. 1 и 2 передача очень короткие, "грузовые". Переключение вплоть до 3 передачи идут в режиме "выжал-переключил-выжал-переключил-выжал-переключил". 3 передача разгонная, 4 наименее востребованная, двигатель почти сразу просит 5-ю. (В принципе, трогаться можно сразу на второй,а с 3 уходить прямиком на пятую, но делать этого искренне не рекомендую. Дури у двигателя выше крыши,а менять сцепление вместе с корзиной + "сопутствующие поломки" очень утомительно). Усилие на педалях с небольшое и адекватное, у "одноклассника" Н-Сафари Y60 с TD42 намного жощще. Ходы рычага КПП очень четкие и интуитивно понятные, хотя из-за приличного пробега и, видимо, подношенных синхронизаторов, переход "сверху-вниз" бывает несколько туговат, но к подобным фортелям привыкаешь и не форсирушь переключение, а просто подгадываешь скорость, чтобы таких моментов не возникало.
В городском потоке машина движеться уверенно с любой скоростью, "тупости" атмосферного дизеля не заметно - намажте простоквашей лица тем, кто об этом орет с пеной у рта. Дизельный Лэнд Крузер 80 это автомобиль не для стартов со светофоров наравне с пузотерками, а способ и средство перемещения из точки А в пункт Б с крейсерской скоростью 110-120 кмчас по трассе не взирая на качество и состояние дорожного покрытия и 60-80 кмчас в городе, опять же забыв что на свете есть трамвайные пути, лежачие полицейские, колодезные люки установленные посередь дороги не иначе как Мудаками Первыми и асфальтовое покрытие уложенное Мудаками Вторыми.
Пробки, как не странно не доставляют особых неудобств и не особо утомляют. В первую очередь благодаря отменному двигателю в содружестве с МКПП. Не нужно на нем "давить тапочку" а потом тормозить как на автомате. Включил 1-ю, мягко отпустил сцепление, одновременно поддержал обороты двигателя на уровне холостых, тронулся, отпустил педали и чапай себе потихоньку. Посадка высокая, обстановка на дороге просматривается далеко вперед, сиди-кури-не нервничай. Усмотрел возможность объезда, глянул в зеркала и подал дурной пример езды по обочинамсрезкамбордюрам. Главное не очень наглеть и чтить ПДД в части безопасности и дороговизны.
Парковка вызывает трудности только в части "Втиснуться по ширине - длинне", но кто за рулем не первый день знают, что даже КАМАЗ можно притереть тютелька в тутельку почти в любое место. А уж на крузаке найти себе место проще простого, главное не стесняться бордюров и ямок.
Ещё один городской плюс - чудаков с наивными мечтами "проскочу" становиться на порядок меньше, а оставшихся недоумков можно просто и ненавязчиво учить хорошим манерам. Помните, носорог очень плохо видит, но при его весе - это не его проблемы. Любителей обогнать по встречке перед светофором и повернуть оттуда направо подрезая 2 потока, элементарно не пускаешь или выдавливаешь с траектории - хаметь на дороге НЕ ХОРОШО, а спешат по деламдомойна работубухатьк женелюбовнице все!!! Так что обращаюсь ко всем владельцам полноразмерных внедорожников - давайте нести культуру вождения в массы!!! :-).
2. Трасса: ну здесь уж есть где почувствовать свободу перемещения. до 90 кмчас на трассе ощущается задумчивость и вальяжность атмосферного дизеля. В диапазоне 90-120 машину как будто меняют. Набор скорости хорошо заметный. На педаль газа реагирует четко, без задержек, хвала механике. (В принципе, выйдя на 60 кмч на 5-ю! передачу можно уже просто получать удовольствие от вождения, больше телодвижений машина не требует. Крейсерскую скорость обычно держу 110 кмч., можно и больше, но у двигателя начинается солярный жор да и не любит он высоких оборотов. Дорогу держит четко, подруливания не требует (ну по крайней мере у меня). Спинаплечи не устают даже за 14-15 часов за рулем, несколько "обламывает" отсутвие толкового левого подлокотника на двери и правого между сидениями, руки устают. Нет упора для левой ноги, что так же вызывает досаду при дальних поездках. Несмотря на это эргономика салона вполне приличная, с чувствительным налетом аскетизма. Ничего лишнего, но то что есть удобно расположено, хорошо просматривается, не требует лишних движений при использовании.
Отдельно порадовало поведение машины на хорошей и средней степени убитости гравийке - 90 кмч ответ на все вопросы. Если на меньшей скорости переживаешь за ухабыямки то после порога в 80-90 кмч все это уходит в небытие, машина выравнивается и неровностей не чувствует. Постоянный полный привод позволяет контролировать траекторию, но сразу предупреждаю тех, кто только начинает эксплуатировать внедорожники подобного класса: кажущаяся вседозволенность обманчива!!! Статистика вылетов и "ушей" четко говорит нам - "улететь" на внедорожнике проще всего. Поэтому на дороге главное правило - никаких резких движений. Плавно и потихоньку рулем, ещё плавнее тормозами и газом. Кстати забудте о езде "на нейтралке" - тормозить 3 тонны лучше всего помогая двигателем, заблокируете колеса тормозами на гравии или гололеде и здравствуй курс физики - инерция утащит вас туда, куда вы и не предполагаете, а последстви могут быть такие, о которых вы и не подозреваете. "Поймать" тяжелый внедорожник практически невозможно. Лучше заранее переключиться сверху-вниз и, возможно, не один раз.
Совсем плохая гравийка не вызывает радости ни у кого, но на Крузаке это легче пережить. Все таки конструкция подвески в части энергоемкости и ходов, а так же запас по прочности машины вообще, позволяет ехать, а не ползти, что не может не радовать, когда плохой участок дороги не 100-200 метров, а 100-200 км. К примеру обратная дорога с Чивыркуйского залива после дождя (кто ездил - поймет) не принесла повреждений подвески. Но все что было прикручено на машине плохо - открутилось. Что было не по уму, но прикручено насметь - отломилось.
3. Бездорожье: Не будем говорить о построенных образцах на 35-39 резине или сравнивать с короткими собратьями по цеху. Поговорим о проходимости в стоке, так сказать о фундаментальных ценностях. 80-ка имеет изначально очень хорошие характеристики по проходимости и штатному вооружению. Лично меня, далеко не новичка на бездорожье, машина, несмотря на шоссейную резину и отсутствие межколесных блокировок очень порадовала возможностями, а местами даже удивила.
Козырем несомненно является грамотность японских инженеров в постройке схемы подвески и рулевого, углов въезда-съезда, правильной подборки передаточных чисел в коробке и раздатке, компоновке узлов под днищем и общей продуманности конструкции в целов. В результате имеем отличную тягу на очень низких оборотах, прекрасную маневренность и хороший обзор, что позволяет аккуратно и точно пройти сложный участок по намеченной траектории, а не надеяться на "авось проскочу".
Однако и метод преодоления препятствий с ходу зачастую очень помогает - большая масса + тяговитый двигатель позволяет с небольшого участка взять разгон и "пробить", а запас прочности не оторватьпогнутьотломить в это время что-нибудь очень нужное. Топливный бак на 95 литров (отменный запас хода) спрятан под днищем в базе, а не под багажником, так что можно не бояться за него съезжая со "ступеньки". Из огорчающего - калитки нет и запаска болтается под багажником - явно неудачное решение. Вечно грязное, достать тяжело,на бездорожье превращается в отличный якорь. На болоте тяжелая 80-ка сразу превращается в бегемота и ехать никуда не хочет и тут дай бог найти за что зацепиЦца штатной механической лебедкой.
4. Общее: перед лобовым стеклом 1,5 метра жизненного пространства, 2 аккумулятора, 2 печки, просторный теплый салон, большой объем багажника. Отличный обзор вперед и слева-справа + по боковым зеркалам. Мертвые зоны есть, не без этого, но к этому быстро привыкаешь и учитываешь. А вот притаившегося четко за кормой "малыша" можно и не заметить, заднее стекло постоянно забрасывает и с этим нужно что-то делать. Бортовая сеть 12 вольт, стартер - 24 вольта (реле 1224 кстати, стоит баснословных денег). Машина не чувствует загрузки - что пустой, что набитый шмурдяком под завязку, все едино, тянет и не пыхтит. В багажник, к слову, можно загрузить лодку, мотор, топливо, бивуачные принадлежности, запас провианта на большую компанию с учетом комфортабельного отдыха и ещё кучу ненужных вещей. Если поставить экспедиционный багажник на крышу - то вообще затрудняюсь ответить, чем все это можно забить. Машина идеальна для любых путешествий и поездок, начиная с выезда на пикник и заканчивая поездкой за тридевять земель.
По слухам, отзывам и ощущениям двигатель может переваривать любую солярку и масло, однако стараюсь таких экспериментов не проводить, дабы не осложнять себе жизнь и не укорачитьвать жизнь и так подношенному движку и топливной. Определил для себя опытным путем сеть заправок и теперь только там заправляюсь, масло и расходники - согласно регламенту. Кстати в определений заправочных объемов предлагаю руководствоваться новой мерой - ведро. В двигатель "почти ведро" (9,3 литра), в радиатор "ведро" (11 с копейками), в бак 12 ведер (95 литров) мосты-трансмиссия опять же "ведро". Куда не сунешься в общем - без ведра не подходи:-) Такие заправочные объемы определяют живучесть агрегатов как "почти вечные" и отлично подтверждают поговорку - "Не трогай технику и она тебя не подведет" в том смысле не лезь внутрь пока работает и не беспокоит.
5. Будущее: В недалеком будущем планируется сделать небольшой боди-лифт, установить силовые бампера, 33" резину и одновременно сменить 16 диски на 15 из-за разницы в цене на резину. Установить предпусковой подогреватель, поменять передний кардан (родной отжил своё на 98% - серьезные люфты как в шлицевом, так и в разбитых посадочных местах под креставины) и отрегулировать главную пару в переднем мосту (Мост ещё не воет, но чует моё сердце, нужно успевать, пока не попал на кап. ремонт). Заменить передний бампер на TJM, но новый очень дорого, ждем шального случая. Задний бампер и подножки планируются самодельные, но в одном стиле с передним, что опять же приводит нас к жабе на TJM. Рядом с этой жабой примостилась ещё одна, давит за экпедиционный багажник, видимо прийдеться обратиться к Made in China и доработать с учетом наших реалий. Следом потянется люстра на крышу и веткоотбойники, ну и конечно все нужные в поездке прибамбасы. Особняком стоит шноркель - тут уж не до экономии, просто необходимая вещь.
Так что работзатрат на вполне круглую сумму. Однако, что это по сравнению со счастьем в субботу утром залезть в машину и скоренько затарившись в магазине необходимым, заехать на заправку и залив горючего под пробку рвануть навстречу миру. Потому что в пятницу вечером сидя за кружечкой пива в кабачке и обдумывая планы на выходные, кто-то из компании ляпнул: "А поехали завтра в ...!" А у тебя не хватило силы воли не ляпнуть: "Да лехко. Выезд в 7:00, по дороге не бухать, не забудь переходник для хаммерхэда, спининг брать?". В итоге ближе к ночи ты радуешь любимую, что на завтра запланирована очередная авантура, будет весело и без фанатизма, но резиновые сапожки стоит захватить. :-)
P.S. Покупайте TLC-80105. Это действительно отличные автомобили!!!